Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зацепина Е.М,
при секретаре Морозовой А.А,
с участием прокурора Шелудько И.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" о признании недействующим в части отдельных положений решения "данные изъяты" собрания депутатов Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "О внесении изменений в решение "данные изъяты" Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "адрес" и применении коэффициентов в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и от категории, к которой относятся арендаторы, устанавливаемых для расчета арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена (с изменениями от ДД.ММ.ГГ *** от ДД.ММ.ГГ ***"),
установил:
"данные изъяты" обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим отдельных положений решения "данные изъяты" собрания депутатов Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "О внесении изменений в решение "данные изъяты" Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "адрес" и применении коэффициентов в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и от категории, к которой относятся арендаторы, устанавливаемых для расчета арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена (с изменениями от ДД.ММ.ГГ *** от ДД.ММ.ГГ ***"), в части установления коэффициента 0,031 в пункте 6 Приложения к решению.
В обоснование требования указано, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". Право аренды земельного участка приобретено обществом на основании договора купли-продажи *** от ДД.ММ.ГГ в ходе открытого в отношении должника "данные изъяты" конкурсного производства по результатам проведения открытых торгов в форме аукциона, в соответствии с которым, к "данные изъяты" перешли права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ, заключенному между комитетом по управлению имуществом администрации "адрес" и "данные изъяты"
Согласно п. 2.1. договора аренды земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ "Базовая ставка арендной платы устанавливается с коэффициентом 0,015 от кадастровой стоимости земельного участка". Однако с ДД.ММ.ГГ размер базового коэффициента был изменен в сторону увеличения (с 0,015 до 0,031), путем принятия Решения *** от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" собранием депутатов Алтайского края "О внесении изменений в решение "данные изъяты" Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ ***.
Административный истец вносит арендную плату, размер которой определяется с применением коэффициента, утвержденного названным решением, вместе с тем, для определения обоснованности расчета коэффициента "К", не проведен многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Определением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ прекращено производство по делу в части требования административного истца о возложении обязанности на ответчиков принять новый нормативный акт ввиду частичного отказа административного истца от иска.
Исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителя административного истца "данные изъяты" поддержавшего заявленное требование, представителя административного ответчика Администрации "адрес" "данные изъяты" и представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Администрации "адрес" Алтайского края "данные изъяты" возражавших против удовлетворения административного иска, заключение прокурора "данные изъяты", полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суд в законную силу, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с п.1 ст.65 использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п.1 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст.1 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. *** "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) администрация Алтайского края является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае. В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 названного Закона (в редакции от 04.02.2007г.) Администрация Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет следующие полномочия: устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения.
Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. *** "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно п.2.2 которого размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: A = S x KC x K x K1, где:
A - сумма арендной платы за полный год, руб.;
S - общая площадь земельного участка, кв. м;
KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида
разрешенного использования земельного участка;
K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории,
к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к полномочиям "данные изъяты" Собрания депутатов Алтайского края; решение соответствует форме, в которой представительный орган вправе принимать нормативный правовой акт; процедура принятия решения, правила введения нормативного правового акта в действие, предусмотренные ст.ст.21, 24, 26, 64, 66, 68 Устава муниципального образования "адрес" Алтайского края (принят решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ ***), ст.ст.30, 31 Регламента Собрания депутатов "адрес" Алтайского края (принят решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ ***), соблюдены.
По вопросу соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части решение "данные изъяты" Собрания депутатов Алтайского края не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". Право аренды земельного участка приобретено обществом на основании договора купли-продажи *** от ДД.ММ.ГГ в ходе открытого в отношении должника "данные изъяты" конкурсного производства по результатам проведения открытых торгов в форме аукциона, в соответствии с которым, к "данные изъяты" перешли права и обязанности Арендатора по договору аренды земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ, заключенному между комитетом по управлению имуществом администрации "адрес" и "данные изъяты"
Согласно п. 2.1, 2.2 договора аренды земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ базовая ставка арендной платы устанавливается с коэффициентом 0,015 от кадастровой стоимости земельного участка. В дальнейшем расчет арендной платы производится арендатором самостоятельно с учетом изменения базовой ставки арендной платы, повышающих коэффициентов и условий их применения, принятых уполномоченными на это органами федеральной государственной власти, субъекта РФ и органами местного самоуправления.
К основным принципам определения арендной платы, указанным в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исходя из единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или органом местного самоуправления, то есть и при определении арендной платы за землю, собственность на которую не разграничена.
В подтверждение довода о соблюдении утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГ *** основных принципов определения арендной платы при принятии оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком к возражениям на административное исковое заявление приложено Экономическое обоснование от ДД.ММ.ГГ, подготовленное "данные изъяты" и содержащее выводы об экономической обоснованности размеров коэффициентов.
Между тем, как следует из содержания данного обоснования, пояснений представителя административного ответчика "данные изъяты" при выполнение работ по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых для определения арендной платы, ввиду небольшого объема рыночной информации по итогам торгов участков подобного назначения, применена аналогия, равная установленному для сопоставимых по виду использования земель краевой собственности согласно Постановлению Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***для земельных участков гостиниц в размере 0.031.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы позволили определить обоснованность расчета коэффициента "К", в частности, не представлены документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины базовой ставки.
Возражая против применения по аналогии расчета коэффициента "К" согласно Постановлению Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** для земельных участков гостиниц в размере 0.031, представитель административного истца в судебном заседании ссылался на то, что не был принят во внимание размер аналогичного коэффициента (0,015), установленного "адрес" Собрания депутатов Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, как наиболее сопоставимого по местоположению.
Административным ответчиком определен коэффициент, применяемый для определения арендной платы в зависимости от видов разрешенного использования без анализа и оценки доходности земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что коэффициент К установлен без учета принципа экономической обоснованности.
Таким образом, оспариваемые положения решения не соответствуют Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в связи с чем, подлежат признанию недействующими.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать решение "данные изъяты" собрания депутатов Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "О внесении изменений в решение "данные изъяты" Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "адрес" и применении коэффициентов в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и от категории, к которой относятся арендаторы, устанавливаемых для расчета арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена (с изменениями от ДД.ММ.ГГ *** от ДД.ММ.ГГ ***") в части установления коэффициента 0,031 в пункте 6 (размещение гостиниц и прочих мест для временного проживания отелей, в том числе апарт-отелей, мотелей) Приложения к решению недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с "данные изъяты" собрания депутатов Алтайского края в пользу "данные изъяты" расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "данные изъяты" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Е.М.Зацепин
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГ.
Судья Е.М.Зацепин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.