Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Неделиной О.А,
судей Заурбекова Ю.З, Рыжовой А.В,
при секретаре Шайбаковой Л.К,
с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Васильева М.Е,
осужденного Мержоева И.Б,
адвоката Мириева Б.А,
потерпевшего Ж. Е.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Мириева Б.А. на приговор Зюзинского районного суда г. Москвы от 11 октября 2017 года, которым
Мержоев Ибрагим Борисович осужден по п.п. "а, г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения Мержоеву И.Б. в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставлена прежней.
Срок отбывания наказания исчислен Мержоеву И.Б. с 11 октября 2017 года. Зачтено в срок наказания время содержания под стражей с 18 июня 2017 года по 10 октября 2017 года.
Решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Неделиной О.А, выслушав объяснения осужденного Мержоева И.Б. адвоката Мириева Б.А, потерпевшего Ж. Е.Г, мнение прокурора Васильева М.Е. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором суда Мержоев И.Б. признан виновным в совершении грабежа, то есть в открытом хищении чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с угрозой применения насилия, не опасного для жизни или здоровья.
Обстоятельства преступного деяния подробно изложены в приговоре суда.
В судебном заседании подсудимый Мержоев И.Б. виновным себя признал, на основании ст. 51 Конституции РФ от дачи показаний отказался, подтвердив данные им показания в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого и обвиняемого.
В апелляционной жалобе адвокат Мириев Б.А. выражает несогласие с приговором суда в части назначенного наказания, считает его незаконным, необоснованным и чрезмерно суровым. Ссылается на то, что в период предварительного следствия и судебного рассмотрения Мержоев И.Б. в полном объеме признал вину, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, похищенное им имущество добровольно вернул, ранее не судим, по месту жительства характеризуется положительно, имеет на иждивении мать инвалида второй группы, в содеянном раскаялся, в полном объеме загладил вред перед потерпевшим, который просил суд назначить наказание, не связанное с лишением свободы. Полагает, что с учетом характера, степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности осужденного исправление Мержоева И.Б. возможно и без изоляции от общества.
Просит приговор Зюзинского районного суда г. Москвы изменить и назначить Мержоеву И.Б. наказание с применением ст. 73 УК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу адвоката Мириева Б.А. государственный обвинитель
Носкова Ю.В. считает приговор суда законным и обоснованным, а назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному. Указывает, что суд при назначении наказания принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, тяжесть совершенного преступления, учел все обстоятельства уголовного дела, данные, характеризующие личность осужденного, смягчающие наказание обстоятельства. Просит приговор оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции осужденный Мержоев И.Б, адвокат Мириев Б.А, потерпевший Ж. Е.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали, адвокат и осужденный просили применить ст. 73 УК РФ.
Прокурор Васильев М.Е. возражал против изменения приговора по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.
В соответствии с требованиями закона, на основании совокупности собранных по делу доказательств, судом установлены фактические обстоятельства преступного деяния, совершенного Мержоевым И.Б.
Вина осужденного Мержоева И.Б. установлена следующими доказательствами:
показаниями потерпевшего Ж. Е.Г. об обстоятельствах совершения в отношении него преступления, в ходе которого Мержоев И.Б. с незнакомым мужчиной, угрожая применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, похитили у него денежные средства и мобильный телефон марки "Леново", причинив ему материальный ущерб на сумму 12280 рублей;
свои показания, изобличающие Мержоева И.Б. в преступлении, потерпевший Ж. Е.Г. подтвердил в ходе очной ставки с последним;
показаниями свидетелей И, П, сотрудников полиции, об обстоятельствах задержания Мержоева И.Б, на которого потерпевший Ж. Е.Г. указал, как на лицо, совершившее в отношении него преступление;
показаниями свидетеля С, сотрудника полиции, об обстоятельствах проведения личного досмотра Мержоева И.Б, в ходе которого был обнаружен мобильный телефон марки "Леново", принадлежащий потерпевшему Ж. Е.Г.;
показаниями свидетелей Х, Б, понятых, об обстоятельствах проведения личного досмотра Мержоева И.Б, в ходе которого был обнаружен мобильный телефон марки "Леново";
другими письменными доказательствами, на которые имеется ссылка в приговоре суда.
Кроме того, судом первой инстанции были исследованы показания Мержоева И.Б, данные им в период предварительного следствия в качестве обвиняемого и подозреваемого, в которых он подтвердил, что 18 июня 2017 года договорился с малознакомым М отобрать у Ж. Е.Г. денежные средства. Когда они подошли к потерпевшему, он (Мержоев) положил ему руку на плечо, потребовал денежные средства, на что Ж. Е.Г. передал ему 200 рублей, затем он сказал, чтобы Ж. Е.Г. не шевелился, иначе он его "вырубит", а в это время М достал из кармана потерпевшего паспорт, посмотрел и положил обратно, после чего он (Мержоев) достал из кармана Ж. Е.Г. мобильный телефон марки "Леново", который он оставил себе, а 200 рублей передал знакомому.
Совокупность приведенных в приговоре доказательств проверена и исследована в ходе судебного следствия, суд дал всем доказательствам надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела.
Все доказательства были непосредственно исследованы в ходе судебного разбирательства и получили соответствующую оценку в приговоре. При этом суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять показаниям потерпевшего и свидетелей. Данных об оговоре осужденного со стороны названных лиц судом не выявлено, как не установлено данных о заинтересованности потерпевшего и свидетелей в исходе дела.
Достоверность доказательств, положенных судом в основу своих выводов о виновности осужденного, у судебной коллегии сомнений не вызывает.
Фактические обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в приговоре суда.
Справедливо придя к выводу о доказанности вины осужденного Мержоева И.Б, суд дал правильную юридическую оценку его действиям и привел мотивы, подтверждающие наличие в деянии осужденного признаков преступления, предусмотренного п. п. "а, г" ч. 2 ст. 161 УК РФ.
Как следует из протокола судебного заседания, судом первой инстанции дело рассмотрено с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями закона, в пределах санкции соответствующей статьи уголовного закона, с учетом положений ст.ст. 60, 61 УК РФ, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семей, смягчающих обстоятельств: отсутствия судимостей, признания вины, раскаяния в содеянном, положительных характеристик, нахождения на иждивении матери - инвалида, имеющей заболевания, принесения извинений потерпевшему, возмещения причиненного ущерба, судом также учтено мнение потерпевшего, который просил назначить Мержоеву И.Б. наказание, не связанное с лишением свободы.
Вместе с тем, проанализировав обстоятельства деяния, суд пришел к выводу о необходимости исправления Мержоева И.Б. в условиях изоляции от общества, не находя оснований для применения положений ст. 73 УК РФ, а также ч. 6 ст. 15 УК РФ, свои выводы суд мотивировал.
Требования ч. 1 ст. 62 УК РФ судом соблюдены.
В материалах уголовного дела отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, активное способствование расследование и раскрытию преступления, не представлены такие данные и в суд апелляционной инстанции.
Кроме того, похищенный мобильный телефон был изъят у Мержоева И.Б. после задержания в ходе личного досмотра, в связи с чем доводы жалобы адвоката о том, что Мержоев И.Б. добровольно возвратил похищенное им имущество, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, вопреки утверждению адвоката, судебная коллегия находит назначенное наказание справедливым и оснований для применения ст. ст. 64,73, ч. 6 ст. 15 УК РФ не усматривает.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Зюзинского районного суда г. Москвы от 11 октября 2017 года в отношении
Мержоева Ибрагима Борисовича оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.