Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Нестеровой Е.Б,
при секретаре Утешеве С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 26 июля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Подкорытова В.В. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии удовлетворить частично,
обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет страхового и общего трудового стажа Подкорытова В.В. периоды работы с 05.12.2006 года по 30.10.2007 года, с 01.11.2007 года по 01.01.2012 и произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом включенных периодов,
взыскать с Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области в пользу Подкорытова В.В. расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 руб. 00 коп, в остальной части отказать,
УСТАНОВИЛА:
Подкорытов В.В. 23.03.2016 обратился в суд с иском к Пенсионному фонду России (далее - ПФР), Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, обязании включить в трудовой стаж периоды его работы с 05.12.2006 по 30.10.2007 и с 01.11.2007 по 01.01.2012 водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах филиала 2 автобусного парка ГУП г. Москвы "Мосгортранс" и произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда в размере *** руб. и возмещении судебных расходов по оплате юридических услуг в сумме *** руб. в солидарном порядке, мотивируя обращение тем, что с 05.12.2006 работает в ГУП г. Москвы "Мосгортранс" и является получателем пенсии по старости, размер которой определен без учета периода его работы с 05.12.2006 по 01.01.2012, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на полное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области иск не признала.
Ответчик ПФР и третье лицо ГУП г. Москвы "Мосгортранс", привлеченное к участию в деле определением суда от 20.05.2016 (л.д. 38), в судебное заседание не явились.
26.07.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Терешкиной К.А, срок на подачу которой восстановлен определением суда от 20.12.2016.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Чурюкина А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика ПФР по доверенности Кравцова Н.В. полагала жалобу обоснованной; представитель истца Подкорытова В.В. по доверенности Павлов А.Д. против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Подкорытов В.В, *** года рождения, являющийся гражданином Республики Беларусь, временно пребывающим на территории Российской Федерации (л.д. 7, 29), с 05.12.2006 по 30.10.2007 работал во 2 автобусном парке - филиале ГУП г. Москвы "Мосгортранс" водителем автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах) по срочному трудовому договору, с 01.11.2007 - по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок (л.д. 16, 28).
Подкорытов В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования РФ ***, о чем ему выдано свидетельство (л.д. 17); с *** Подкорытову В.В. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 " О сотрудничестве в области социального обеспечения" (фиксированный базовый размер - *** руб, страхования часть - *** руб. на день назначения), выплата которой производится ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области (л.д. 22).
Как следует из ответов ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, направленных на обращения истца о перерасчете пенсии, в страховой стаж Подкорытова В.В. на момент назначения пенсии учтены периоды его работы на территории Российской Федерации с 17.05.2006 по 20.11.2006 в Раменском АП "Мострансавто" и с 01.01.2012 по 30.06.2014 в 2 автобусном парке - филиале ГУП г. Москвы "Мосгортранс", при этом период работы истца с 05.12.2006 по 31.12.2011 в страховой стаж не включен, поскольку не подтвержден в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования" (л.д. 22-25); так, истец как иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, до 01.01.2012 не подлежал обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем сведения индивидуального (персонифицированного) учета на него работодателем ГУП г. Москвы "Мосгортранс" не предоставлялись (л.д. 26-27).
Согласно ответу ГУП г. Москвы "Мосгортранс" от *** N *** об уплате страховых взносов за Подкорытова В.В. за период с 05.12.2006 по 31.10.2007 произведены начисления ЕСН (единый социальный налог) в части солидарная на ФЗП (фонд заработной платы) на сумму *** руб, за период с 01.11.2007 по 31.12.2009 произведены начисления ЕСН в части солидарная на сумму *** руб, за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 начисления ЕСН по ФЗП не производились и не перечислялись согласно п. 15 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ (л.д. 49).
Разрешая требования Подкорытова В.В. в части включения периодов работы в страховой стаж и перерасчета пенсии с учетом собранных по делу доказательств на основании положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 " О сотрудничестве в области социального обеспечения", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку в спорные периоды истец работал в 2 автобусном парке - филиале ГУП г. Москвы "Мосгортранс" водителем автобуса, на него работодателем начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не основаны на требованиях действующего пенсионного законодательства и не подтверждаются материалами дела.
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), введенного в действие с 01.01.2015, страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ п раво на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 12.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3).
Такие же положения были предусмотрены в ст.ст. 2, 3, 10 Федерального закона от 27.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применявшегося на территории Российской Федерации до 01.01.2015.
В соответствии со ст. 1 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" страховой (трудовой) стаж - период, учитываемый согласно законодательству каждой из Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и пособия по государственному социальному обеспечению и обязательному (государственному) социальному страхованию и их размеров, а также при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации.
Статья 23 указанного Договора предусматривает, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
В силу ст. 12 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. В том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с п. 1 ст. 11 настоящего Договора в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (ч. 1). Положения ст. 10 и абз. 2 п. 1 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 01.01.2002 путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации (ч. 2).
В ст. 10 Договора указано, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
При этом иными международными договорами Российской Федерации и Республики Беларусь - Соглашением от 13.02.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов от 15.04.1994 (ратифицированным Федеральным законом от 24.04.1995 N 47-ФЗ), решением Высшего Совета сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий", Договором о равных правах граждан от 25.12.1998 (ратифицированным Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ) вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ работодателями России за иностранных работников, в том числе граждан Республики Беларусь, в спорный период урегулированы не были.
В рассматриваемый спорный период работы Подкорытова В.В. на территории Российской Федерации государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.01.2012, статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
П. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.01.2012, предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Таким образом, действовавшие в период работы истца у ответчика с 05.12.2006 по 30.10.2007 и с 01.11.2007 по 31.12.2011 положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а следовательно, и в отношении граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, поскольку иностранные граждане, в том числе и граждане Республики Беларусь, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25.07.2002 регулировалось Законом СССР от 24.06.1981 N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане. Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.
С 01.11.2002 правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В статье 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.
Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Вступившим в силу с 01.01.2012 Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, при этом обратной силы данному положению закона не придано.
Исходя из изложенного выше, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с 2006 по 2011 годы) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.
Поскольку Подкорытов В.В, как установлено судом, в спорный период не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлся застрахованным лицом в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012, то у его работодателя не возникла обязанность уплачивать за него страховые взносы в период с 2006 по 2011 годы.
Кроме того, изложенный в решении вывод о начислении и уплате ГУП г. Москвы "Мосгортранс" страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на Подкорытова В.В. в спорный период с 05.12.2006 по 30.10.2007 и с 01.11.2007 по 31.12.2011 суд первой инстанции основывал на ответе ГУП г. Москвы "Мосгортранс" от *** N *** (л.д. 49), однако изложенные в нем сведения таких обстоятельств не подтверждают.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в спорный период, при применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 01.01.2002, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определение понятия страховых взносов с 01.01.2002 для целей Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приведено в статье 3 этого Закона, которая в редакции, действовавшей в спорный период, предусматривала, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Положения ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривали, что обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются: страховая и накопительная части трудовой пенсии (по старости, по инвалидности), страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца и социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (ч. 1). Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ч. 3).
При таких данных действовавшее в спорный период законодательство предусматривало, что страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд РФ в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования (на выплату базовой части трудовой пенсии), уплачиваются в составе единого социального налога.
Действующая с 01.01.2012 редакция ст. 3 Ф едерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает, что солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации; индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.
При таких данных, указанные в ответе работодателя сведения об уплате в отношении Подкорытова В.В. страховых взносов в виде единого социального налога (ЕСН), зачисляемого в федеральный бюджет, не свидетельствуют о выплате им страховых взносов в Пенсионный фонд РФ как того требуют положения ст.ст. 3, 11 действующего Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, а также ст.ст. 2, 10 ранее действовавшего Федерального закона от 27.12.2001 N 173-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание правовой статус Подкорытова В.В. в спорный период как иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, а также ввиду отсутствия сведений об уплате в отношении него работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, законных оснований для удовлетворения требований Подкорытова В.В. об обязании ответчика включить периоды его работы в 2 автобусном парке - филиале ГУП г. Москвы "Мосгортранс" с 05.12.2006 по 01.01.2012 в страховой (трудовой) стаж и произвести перерасчет назначенной ему пенсии у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ как постановленное с нарушением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 26 июля 2016 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Подкорытова В.В. к Пенсионному фонду Российской Федерации, ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области об обязании включить периоды работы в трудовой стаж, перерасчете пенсии, компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.