Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибова Д.В.,
судей Павловой И.П, Лукашенко Н.И,
при секретаре Танковой А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой И.П. дело по апелляционным жалобам Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и Департамента капитального ремонта города Москвы на решение Басманного районного суда г. Москвы от 19 апреля 2017 года, которым постановлено:
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить адрес проживания инвалида Юрьева А. А.в адресный перечень адрес:.., в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в ежегодно утверждаемый адресный перечень, представляемый для выполнения работ по адаптации маломобильных групп.
Обязать Департамент капитального ремонта города Москвы организовать выполнение мероприятий оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан многоквартирный жилой дом по адресу:.., в трехмесячный срок сод дня вступления решения суда в законную силу путем принятия решения о включении дома по указанному адресу в проект программ капитального ремонта на 2017 год.
установила:
Кузьминский межрайонный прокурор г. Москвы, действуя в защиту интересов Юрьева А.А, обратился в суд с иском к Департаменту капитального ремонта города Москвы и Департаменту труда и социальной защиты города Москвы, в котором просил обязать в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы внести многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:.., в ежегодно утверждаемый адресный перечень мест, представляемый для выполнения работ по адаптации маломобильных групп населения и Департамент капитального ремонта города Москвы оснастить указанный жилой дом специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан путем принятия решения о включении дома по указанному адресу в проект программ капитального ремонта на 2017 год. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведения проверки по обращению Юрьева А.А, перемещающегося только на кресле-коляске и проживающего по указанному выше адресу, установлено, что данный многоквартирный жилой дом не обеспечен средствами беспрепятственного доступа в него для лиц с ограниченными возможностями, вход в подъезд специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа не оснащен.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Басманного межрайонного прокурора г. Москвы Ляпина М.М. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Купряшкина С.В. и представитель третьего лица Префектуры ЮВАО г. Москвы Булгаков Д.В. возражали против удовлетворения заявленных прокурором требований, ссылаясь на то, что дом, где проживает Юрьев А.А. включен в Адресный перечень многоквартирных домов, в которых планируется проведение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, Распоряжением префектуры ЮВАО г. Москвы от 17.03.2017.
Ответчик Департамент капитального ремонта г. Москвы своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных к нему исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым ответчики Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы и Департамент капитального ремонта города Москвы не согласились и обжаловали его в апелляционном порядке, ссылаясь в своих жалобах, подписанных представителем Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Купряшкиной С.В. и представителем Департамента капитального ремонта города Москвы по доверенности Пащаниной М.А, на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неверное применение норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы истец Юрьев А.А. не явился, третье лицо Префектура ЮВАО г. Москвы своего представителя не направило. Поскольку возражений против рассмотрения дела в их отсутствие не поступило, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц и их представителей.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы Купряшкину С.В, представителя Департамента капитального ремонта города Москвы Пащанину М.А, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами материального и процессуального права.
Так, из материалов дела следует, что Юрьев А.А, проживающий в подъезде 4 дома по адресу:... В 2016 году Юрьев А.А. обратился к Главе Управы района Выхино-Жулебино г. Москвы, руководителю ГБУ "Жилищник Жулебино района "Выхино" с заявлением, в котором указал, что в подъезде дома, в котором он проживает, отсутствует подъемная платформа, а также иные устройства входных групп для его беспрепятственного доступа в подъезд, просил установить в его подъезде подъемник и пандусы.
Аналогичное обращение направлено Юрьевым А.А. на имя руководителя Департамента капитального ремонта г. Москвы.
Департамент капитального ремонта г. Москвы в своем ответе от 13.05.2016 сообщил, что дом по адресу:... не входит в ежегодно утверждаемый Адресный перечень домов, в которых в период 2013-2016 годов запланировано проведение работ по адаптации маломобильных групп населения.
Согласно ответу Управы района Выхино-Жулебино г. Москвы, направленного Юрьеву А.А, многоквартирный дом по адресу:.., находится в управлении ГБУ "Жилищник Жулебино района Выхино-Жулебино", пандус для спуска инвалидной коляски не предусмотрен проектом данного многоквартирного дома.
Согласно сведениям УСЗН ЮВАО г. Москвы от 20.07.2016, направленным в адрес Кузьминского межрайонного прокурора ЮВАО г. Москвы в рамках проверки, проводимой по обращению Юрьева А.А, Юрьев А.А. является инвалидом... группы, передвигается на кресле-коляске. Функции по установке стационарных подъемных платформ в подъездах многоквартирных домов в рамках мероприятий по адаптации маломобильных групп населения возложены на Департамент капитального ремонта г. Москвы.
Специалистами ОСЗН района Выхино-Жулебино УСЗН ЮВАО г. Москвы 11.05.2016 проведено обследование входной группы подъезда, где проживает Юрьев А.А, в ходе визуального осмотра установлено, что техническая возможность для установки подъемной платформы для инвалидов в данном подъезде имеется, однако окончательное решение о наличии технической возможности установки подъемной платформы будет принято Департаментом капитального ремонта г. Москвы после проведения обследования. В связи с отсутствием информации об объектах бюджетного финансирования на реализацию соответствующих программных мероприятий, представить данные о конкретных сроках установки подъемной платформы в подъезде многоквартирного жилого дома по адресу:.., не представляется возможным.
В последующем подъезд, где проживает Юрьев А.А, обследован повторно.
Согласно акту обследования от 20.05.2016, для обеспечения доступности входной группы данного объекта необходимо выполнить следующие мероприятия по его адаптации: взамен существующего пандуса по возможности установить пандус с более пологим уклоном и поручнями или подъемник.
Как следует из сообщения Заместителя Префекта ЮВАО г. Москвы в ответ на обращение Первого заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы и приложений к нему, Советом депутатов муниципального округа Выхино-Жулебино в городе Москве утвержден план дополнительных мероприятий на 2017 год, в том числе запланировано проведение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Распоряжением Префектуры ЮВАО г. Москвы от 17.03.2017 утвержден Адресный перечень многоквартирных домов, где планируется произвести соответствующие работы, согласно которому в многоквартирном доме по адресу:.., за счет средств экономического развития района в 2017 году запланирована установка подъемной платформы.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции, с учетом изложенных выше обстоятельств, согласился с доводами искового заявления, что отсутствие в подъезде... многоквартирного дома по адресу:.., надлежащего оборудования для беспрепятственного доступа в подъезд маломобильных групп населения нарушает право Юрьева А.А, передвигающегося на кресле-коляске, на доступ к его жилищу.
Указав также, что доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности создания надлежащих условий для свободного передвижения инвалида Юрьева А.А, стороной ответчиков не представлено, суд пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия отмечает следующее.
Как следует из письма Заместителя Префекта ЮВАО г. Москвы... в адрес Первого заместителя Руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.., в рамках мероприятий Программы выборочного капитального ремонта в многоквартирных домах в 2017 году за счет средств социально-экономического развития районов ЮВАО г. Москвы, утвержденных Распоряжением Префектуры N 73 от 17.03.2017, подъемная платформа для инвалидов в подъезде 4 многоквартирного дома по адресу Москва,.., согласно обращению Юрьева А.А, установлена в августе 2017 года.
Таким образом, на момент рассмотрения апелляционных жалоб ответчиков требования Юрьева А.А. об оборудовании входной группы подъезда, в котором он проживает, средствами для беспрепятственного доступа в подъезд для малоподвижных групп населения, фактически исполнены.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы доводы о том, что он не является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы", утвержденной Постановлением Правительства Москвы N 420-ПП от 06.09.2011, данные функции возложены на Департамент капитального ремонта г. Москвы, а удовлетворение заявленных прокурором исковых требований приведет к нарушению прав иных инвалидов, проживающих на территории г. Москвы, обратившихся с заявлениями об обеспечении их жилых домов устройствами для беспрепятственного доступа в подъезды ранее Юрьева А.А, а также в апелляционной жалобе Департамента капитального ремонта г. Москвы доводы о том, что возложение на него обязанности по проведению соответствующих работ в подъезде 4 многоквартирного дома по адресу.., приведет к нецелевому расходованию бюджетных денежных средств, не могут служить основаниями для отмены постановленного по делу решение.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу.
Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 19 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и Департамента капитального ремонта города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.