Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующегоЛукьянова И.Е,
судейЛемагиной И.Б,Мошечкова А.И,
при секретаре Патове А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И.дело по апелляционной жалобеЦыркевич Е.А.на решение Тушинскогорайонного суда г.Москвы от 2 декабря 2016года, которым постановлено:
Исковые требования Военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона к Захаренкову Павлу Юрьевичу, Цыркевич Екатерине Алексеевне о признании договора социального найма на жилое помещение недействительным - удовлетворить.
Признать договор социального найма жилого помещения N 53 от 4.04.2011, расположенного по адресу: город Москва, улица Родионовская, дом 10, квартира 39, заключенный между Захаренковым П.Ю. и ФГУ "Замоскворецкая КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации - недействительным,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Захаренкову П.Ю, Цыркевич Е.А. о признании договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *** недействительным. Мотивировал тем, что между Захаренковым П.Ю. и ФГУ "Замоскворецкая КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации был заключен договор социального найма жилого помещения N 53 от 4.04.2011 года в виде спорной квартиры. Указанное жилое помещение не могло быть распределено Захаренкову П.Ю, поскольку последний не состоял и не мог состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, он не проходил военную службу и не осуществлял трудовую деятельность в качестве гражданского персонала в Министерстве обороны РФ.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Дело рассмотрено в соответствие со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Суд постановилвышеприведенное решение.
Цыркевич Е.А. просит решение суда отменить, поскольку считает, что решение судане основано на законе.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что между Захаренковым П.Ю. и ФГУ "Замоскворецкая КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации был заключен договор социального найма жилого помещения N 53 от 4.04.2011 года в отношении квартиры по адресу: ***.
Указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в соответствии с приказом Министерства обороны N 1871 "О реорганизациях федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" от 17.12.2010 года.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Частями 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ в редакции от 30.11.2010 года предусмотрено, что жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"в редакции от 28.12.2010 года, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В период предоставления жилого помещения по договору социального найма действовало "Отраслевое соглашение между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011 - 2013 годы", утвержденное Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 07.02.2011 г, устанавливающее порядок обеспечения жилыми помещениями гражданского персонала, работающего в Министерстве обороны РФ.
Согласно пункту 65 Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011 - 2013 годы лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно пункту 43 Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80, утвердившего Порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшего в период с 05.02.2000 по 08.11.2010, предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил вплоть до 1 марта 2005 года осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством.
Доказательства, подтверждающие, что ответчики на момент их обеспечения жилым помещением проходили службу в вооруженных силах Министерства обороны РФ или являлись гражданским персоналом Министерства обороны РФ, суду предоставлены не были.
В силу части 1 статьи 52 ЖК РФ в редакции от 30.11.2010 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, как указал суд первой инстанции, доказательства, подтверждающие, что ответчики приняты в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма, материалы дела не содержат.
В связи с чем, районный суд правомерно не нашелоснований для обеспечения ответчиков жилым помещением по договору социального найма, равно как и законные основания для заключения с ними договора социального найма.
Согласно части 1 статьи 63 ЖК РФв редакции от 30.11.2010 года договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу части 4 статьи 57 ЖК РФ в редакции от 30.11.2010 года основанием заключения соответствующего договора социального найма (а соответственно возникновение права на жилое помещение на указанном праве) является решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса.
В соответствии с подпункта 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с принятием решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Вопросы постановки военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма регламентируются "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
В соответствии с пунктом 5 данной Инструкции правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган.
На момент заключения договоров социального найма, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 уполномоченным органом, который обладает правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем, из материалов дела не следует, что уполномоченным органом принято решение об обеспечении ответчиков жилым помещением по договору социального найма.
Из пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными, и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ в редакции от 01.03.2011 года сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ, в редакции от 01.03.2011 года).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ в редакции от 01.03.2011).
Поскольку ответчики не признаны малоимущими, на учете нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма не состояли, решение об обеспечении ответчиков жилым помещением по договору социального найма в установленном порядке не принималось, установленные законом основания для заключения с ответчиками договора социального найма жилого помещения N 53 от 4.04.2011 года отсутствовали.
Исходя из изложенного, учитывая, что при заключении договора социального найма с ответчиками имели место нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, требования военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона о признании недействительным договора социального найма жилого помещения N 53 от 4.04.2011 года заявлены обоснованно и правомерно удовлетворены судом.
Заявление ответчиков о применении срока исковой давности суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Доводы апеллятора о том, что в иске не указан материальный истец несостоятельны, поскольку здание, в котором расположена предоставленная по спорному договору социального найма квартира, находилось в ведении Министерства Обороны РФ, между г. Москвой и Российской Федерацией в лице МО РФ имелся длительный спор о праве собственности на него, на настоящий момент оно находится в государственной собственности, в связи с нем иск в интересах Российской Федерации заявлен прокурором правомерно.
Доводы о ненадлежащем способе защиты нарушенного права также отклоняются, так как ответчики в трудовых, служебных отношениях с Министерством Обороны РФ, г. Москвой не состояли, из объяснений апеллятора в суде апелляционной инстанции следует, что до заключения оспариваемого договора Цыркевич Е.А. проживала в г. Барнаул, а Захаренков П.Ю. в Республике Беларусь.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.193, 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
РешениеТушинского районного суда г. Москвы от 2 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобубез удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.