Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Самохиной Н.А,
судей Смирновой Ю.А, Ефимовой И.Е,
при секретаре Толоконенко С.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А.
дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2017 года, которым постановлено:
признать незаконным и отменить распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 июля 2016 г. N 21036 "Об отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы рассмотреть вопрос о признании Карелиной *** и членов ее семьи недееспособной Карелиной **** и несовершеннолетнего Карелина *** нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
,
УСТАНОВИЛА:
истец Карелина ** обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным Распоряжения N 21036 от 29 июля 2016 года об отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с момента обращения. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на то, что она зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. **. Вместе с ней зарегистрированы по месту жительства её дочь Карелина ** и внук Карелин **, ** года рождения, её сестра Бахчева ** Они занимают отдельную 2-комнатную квартиру общей площадью 38,20 кв. м, жилая площадь составляет 29,10 кв. м. До 2013 года данная жилая площадь являлась общежитием. 13 сентября 2013 г. с Карелиной ** заключен договор социального найма N 571062657, согласно которому она признана нанимателем. Карелина ** и Карелин ** являются членами её семьи. Дочь истца Карелина ***. признана инвалидом 1 группы в связи с заболеванием: шизофрения параноидная, с непрерывным течением с выраженными изменениями личности. Карелина *** состоит на учете в ПНД N 1 г. Москвы. Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 26 мая 2010 г. Карелина ** ** года рождения, признана недееспособной. 05 июля 2010 г. постановлением N 106-п Муниципалитета внутригородского муниципального образования Очаково-Матвеевское в городе Москве истец была назначена опекуном над признанной недееспособной Карелиной **. 26 октября 2012 г. постановлением N 189-п муниципалитета внутригородского муниципального образования Очаково-Матвеевское в городе Москве истец назначена опекуном над несовершеннолетним сыном признанной недееспособной Карелиной *** Карелиным **, ** года рождения. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 июля 2016 г. N 21026 Карелиной * отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Согласно распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 13 сентября 2016 г. N 25883, ей и членам её семьи было отказано в признании малоимущими.
В судебное заседание истица Карелина ** явилась, заявленные требования подержала в полном объеме.
Представители истца адвокат Мальцева ** адвокат Панчук ** в судебное заседание явились, заявленные исковые требования своего доверителя поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, возражений по иску суду не представил.
Представитель третьего лица ООиП района Очаково-Матвеевское - Голдырева ** в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования просила удовлетворить.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик Департамент городского имущества города Москвы, ссылаясь на то, что истец не относится к категории граждан, указанных в ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", а именно занимает более учтенной нормы и проживает в отдельной двухкомнатной квартире, в следствии чего не имеет право на предоставление дополнительной жилой площади.
В заседание судебной коллегии истец Карелина ** представители истца адвокат Панчук ***, адвокат Мальцева **. явились, возражали против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика и представитель третьего лица в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав истца и его представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Согласно ч. 1 - ч. 7 ст. 11 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданину, подавшему заявление, выдается расписка в получении от него документов, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, с указанием их перечня и даты получения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, а также с указанием перечня документов, которые будут получены указанным органом по межведомственным запросам. Уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в органах государственной власти, органах местного самоуправления - и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается заявителю многофункциональным центром.
Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а также в документах, получаемых по межведомственным запросам, и после проверки их полноты и достоверности принимает решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза) при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Договором социального найма N 571062657 от 13 сентября 2013г. Карелина *** является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. ***, состоящее из 2 комнат, площадью жилого помещения 38,2 кв. м, общей площадью (без летних) 38,2 кв.м, жилой площадью 29,1 кв.м, жилая площадь предоставлена для проживания нанимателя и членов его семьи Карелиной *** - дочь нанимателя, Карелина *** - внук нанимателя.
В соответствии с финансовым лицевым счетом N 3162068423 от 21 сентября 2016г, жилое помещение предоставлялось на основании внутриведомственного ордера N 217 от 11 декабря 2005г. УЖКХ ОАО "СПК Мосэнергострой", дом является бывшим общежитием.
Согласно выписке из домовой книги N 2190054 от 21 сентября 2016г, в жилом помещении зарегистрированы:
- Карелина ***, ** года рождения,
- Карелина ***, ** года рождения,
- Карелин **, ** года рождения,
- Бахчева **, регистрация временная.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 26 мая 2010 г. Карелина **, *** года рождения, признана недееспособной.
05 июля 2010 г. постановлением N 106-п Муниципалитета внутригородского муниципального образования Очаково-Матвеевское в городе Москве истец назначена опекуном над признанной недееспособной Карелиной **
26 октября 2012 г. постановлением N 189-п муниципалитета внутригородского муниципального образования Очаково-Матвеевское в городе Москве истец назначена опекуном над несовершеннолетним сыном признанной недееспособной Карелиной ** Карелиным **, ** года рождения.
Карелина ** принята на учет по улучшению жилищных условий по месту своей работы в Клинической больнице N1 (г. Москва, ул. Староволынская, д. 10) с 2003 года, что подтверждается ответом на запрос суда из ФГБУ "Клиническая больница N 1" (Волынская).
В июле 2016 года Карелина **обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в содействие города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 июля 2016 г. N 21026 Карелиной *** отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 13 сентября 2016 г. N 25883, ей и членам её семьи было отказано в признании малоимущими.
Также судом установлено, что в квартире зарегистрирована и постоянно проживает инвалид 1 группы - дочь истца Карелина **, которой установлен диагноз шизофрения параноидная, эпизодический тип течения с выраженными изменениями в эмоционально-волевой сфере по процессуальному типу, психопатоподобный синдром F20.004, что подтверждается сведениями из Психоневрологического диспансера N 1 города Москвы.
Заболевание Карелиной *** относится к категории тяжелых, его болезненные проявления стойкие и выраженные, существенно дезадаптируют больную.
По своему заболеванию Карелина *** подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, т.к. является инвалидом и имеет заболевание, входящее в данный перечень. - подпадает под действие Постановления Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 г. "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", т.к. в настоящее время имеет заболевание, которое входит в данный перечень.
Разрешая заявленные исковые требования, применяя положения Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жилищного законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что Карелиной ** в составе семьи из 3 человек подано заявление о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с приложенными документами, а именно: паспорта заявителя, постановления об опеки над несовершеннолетним, постановления об установлении опеки над недееспособной, свидетельства о рождении, пенсионных удостоверений, Решения суда от 26 мая 2010г, что подтверждается Распиской в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя N 1396849-2016 от 01 июля 2016г. Исходя из того, что истцом в установленном законом порядке заполнено заявление, в котором Карелина *** выразила свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, в силу действующего законодательства уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из Распоряжения N 21036 от 29 июля 2016 года ответчиком сведения о том, что на жилой площади зарегистрирован и постоянно проживает инвалид 1 группы - дочь истца Карелина ***, которой установлен диагноз "шизофрения параноидная, эпизодический тип течения с выраженными изменениями в эмоционально-волевой сфере по процессуальному типу, психопатоподобный синдром F20.004", не проверены, при отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, данные сведения не учтены. С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что распоряжение ДГИ города Москвы N 21036 от 29 июля 2016 является незаконным и подлежит отмене. Требования заявителей о признании их малоимущими оставлены без удовлетворения, поскольку именно к полномочиям ДГИ г. Москвы относится рассмотрение и принятие решения по вопросу о признании гражданина малоимущим в целях постановки на жилищный учет. В качестве последствий признания распоряжения незаконным суд пришел к выводу о возложении на ДГИ г. Москвы обязанности повторно рассмотреть вопрос о признании Карелиной *** и членов ее семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Оценивая довод апелляционной жалобы ответчика
, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Поскольку в силу положений ст. 11 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а оспариваемое распоряжение не содержит ссылки на предоставленные заявителем сведения о наличии заболевания и инвалидности у члена семьи, выводы суда первой инстанции о незаконности распоряжения являются правильными.
При этом, вопрос о нуждаемости Карелиной ** и членов ее семьи в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ судом не разрешался.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.