Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Вишняковой Н.Е,
судей Смирновой Ю.А, Казаковой О.Н,
при секретаре Нефедове Д.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А.
дело по апелляционной жалобе с учетом дополнений ответчика ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 июля 2017 года, которым постановлено:
иск И.о. Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании оборудовать пассажирскую платформу остановочного пункта Чугун - 2 Юго-Восточной железной дороги, для пассажиров с ослабленным зрением специальные плитами с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки волнами с шагом 14 мм, с рифлением глубиной 5- 6 мм, поверхностью контрастного цвета с расстоянием от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя 0,75 м при ширине тактильного указателя не менее 0,5м, об обязании вдоль пассажирской платформы на расстоянии 0,75м от ее края нанести ограничительную линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20м - удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу оборудовать пассажирскую платформу остановочного пункта Чугун - 2 Юго-Восточной железной дороги, для пассажиров с ослабленным зрением специальные плитами с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки волнами с шагом 14 мм, с рифлением глубиной 5- 6 мм, поверхностью контрастного цвета с расстоянием от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя 0,75 м при ширине тактильного указателя не менее 0,5м.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу вдоль пассажирской платформы остановочного пункта Чугун - 2 Юго-Восточной железной дороги на расстоянии 0,75м от ее края нанести ограничительную линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20м.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей,
УСТАНОВИЛА:
истец исполняющий обязанности Липецкого транспортного прокурора обратился в суд с иском к ответчику ОАО "Российские железные дороги", в котором просил обязать ответчика устранить нарушения законодательства, ссылаясь на то, что при проведении 05 октября 2016 года прокуратурой осмотра пассажирской платформы остановочного пункта Чугун - 2 Юго-Восточной железной дороги ОАО "РЖД" в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей и доступности инвалидам железнодорожной инфраструктуры для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом установлено, что пассажирская платформа не соответствует требованиям законодательства, отсутствуют наземные указатели и тактильное покрытие, отсутствует ограничительная линия. В связи с изложенным истец просил обязать ответчика оборудовать платформу указанным специальным оборудованием.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" по доверенности в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражения.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного по доводам апелляционной жалобы АО "РЖД".
Представитель ответчика ОАО "РЖД" по доверенности *** в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.
Представитель истца Липецкого транспортного прокурора по доверенности Фролова *** в заседание явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не усматривается.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожный транспорт в Российской Федерации призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе и безопасность в оказании таких услуг.
В силу ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", инфраструктура железнодорожного транспорта представляет собою технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно п. 1 ст. 21 того же закона, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы и тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель имеем право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Кроме того, ст. 210 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ N 703 от 20 ноября 2003 г, функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии с положением п.3.14 "СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" одобренных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года N70, предупреждающую сигнализацию о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытия) и яркой контрастной окраски. Опасные для инвалидов объекты и пространства на участке следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,05 м.
В соответствии с п. 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, 5.4.6, 5.4.7. Раздела 5.4 "Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 04 июня 2013 года N1252р, для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения.
Непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.
Тактильные полосы и указатели должны иметь высокую износоустойчивость, быть устойчивыми к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи.
Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета.
В соответствии сп. 6.4, 6.5. Раздела 6 "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2010 года N 2705р, для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться волнистые и шероховатые поверхности специальных плит, образующих дорожки (например, из мелкодисперсного силикатного камня). Такие дорожки должны иметь высокую износоустойчивость, устойчивость к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи. Волны на поверхности плиты должны располагаться с шагом 14 мм, который является оптимальным как с точки зрения очистки плит в процессе уборки, так и для тактильного контраста.
На поверхности плит тактильного указателя должно предусматриваться рифление глубиной 5- 6 мм. Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета. Расстояние от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя должно быть 0,75 м при ширине тактильного указателя не менее 0,5 м.
Тактильный наземный указатель и тактильное покрытие должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению".
Согласно п. 6.9.2.5 СП 2.5.2647-10 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" Изменения и дополнения N2 к СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2010 года N68, цвет порога платформы должен контрастировать с цветом посадочной площадки.
В соответствии с п.7.1. Раздела 7 "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2010 года N 2705р, вдоль платформы на расстоянии 0,75 м от ее края следует наносить ограничительную линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20 м. Следует применять линии белого или желтого цвета.
Пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от N 18 установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Согласно ст.ст. 4, 7, 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", если законами или установленным ими порядком предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) соответствующей этим требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05 октября 2016 года при проведении прокурорской проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей, и доступности инвалидам железнодорожной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом установлено, что пассажирская платформа, остановочного пункта Чугун - 2 Юго-Восточной железной дороги не соответствуют требованиям законодательства, направленного на защиту прав потребителей и инвалидов, поскольку не имеет тактильных наземных указателей и тактильного покрытия, необходимых для безопасного пользования железнодорожным транспортом гражданам - инвалидам по зрению, а также вдоль края пассажирской платформы, местами отсутствует ограничительная линия.
Удовлетворяя исковые требования, применяя приведенные выше положения закона, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие тактильных наземных указателей, тактильного покрытия, а также отсутствие ограничительной линии вдоль края пассажирской платформы на платформе указанной станции, создает опасность для жизни и здоровья пассажиров - инвалидов по зрению, которые имеют проездной документ и находятся на территории платформы непосредственно перед поездкой в поезде или после нее, угрозу причинения вреда их имуществу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Оценивая довод апелляционной жалобы ответчика о том, что услуги по перевозке пассажиров оказываются АО "ППК "Черноземье", а потому суд необоснованно возложил обязанности по устранению нарушений на ОАО "РЖД", судебная коллегия не может с ним согласиться.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 29-ФЗ от 27 февраля 2003 года "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", единый хозяйствующий субъект (ОАО "РЖД") осуществляет свою деятельность исходя из следующих основных принципов: сохранение единства и централизованного управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, находящейся в собственности единого хозяйствующего субъекта, обеспечение устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе перевозок в условиях военного положения и чрезвычайного положения.
По делу установлено, что собственником пассажирской платформы является ОАО "РЖД", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11).
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местами отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Положения части первой статьи 15 (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 8).
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственнике объекта, т.е. на ОАО "РЖД".
Доводы апелляционной жалобы АО "РЖД" о том, что в соответствии с ст. 26 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положения ст. 15 данного закона, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, не влияют на правильность решения суда.
Вышеуказанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом, согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
По этой же причине подлежат отклонению о доводы апелляционной жалобы о том, что положения СП 35-101-2001, СП 2.5.2647-10, на которые сослался суд, подлежат применению при проектировании новых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к регулированию данных правоотношений Федерального закона от 10 января 2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", вступившего в законную силу 13 мая 2003 г. являются несостоятельными, поскольку абз. 2 ст. 130 указанного Федерального закона установлено, что к правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Пассажирские платформы находятся в постоянном пользовании пассажиров, в связи, с чем они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
Приведенные выше положения действующего законодательства обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать платформу в надлежащем состоянии, что способствует обеспечению безопасности жизни и здоровья, находящихся на платформах лиц.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что судом не была назначена по делу техническая экспертиза для необходимости установления тактильных плиток, нанесение линий, а также установления ограничений, не может повлечь отмену решения суда, поскольку указанных ходатайств сторонами в суде первой инстанции заявлено не было.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, суд сбором доказательств не занимается, а лишь оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств по ходатайству сторон.
Вместе с тем, приложенное к дополнениям к апелляционной жалобе ходатайство о назначении экспертизы подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в силу положений ст. 327.1 ГПК РФ, поскольку не представлено доказательств невозможности заявления указанного ходатайства в суде первой инстанции.
Доводы жалобы и дополнений к ней о том, что у истца отсутствовало право подачи искового заявления, также являются несостоятельными в силу следующего.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ".
Наделяя прокуратуру полномочиями по проверке исполнения законов, положения п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не конкретизируют перечень поводов для проведения такой проверки.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 N 2-П, принятом по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре, сформулирован правовой подход, в силу которого, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, право прокурора на обращение с требованиями в интересах неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.