Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Кочергиной Т.В, Дементьевой Е.И,
при секретаре Ляховой М.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 08 июня 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в защиту фио к Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения незаконным, обязании признать нуждающейся, удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 5277 от 18.03.2016 г. об отказе в признании нуждающимися в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Возложить на Департамент городского имущества города Москвы обязанность повторно рассмотреть фио о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился в суд в защиту фио к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным и отмене распоряжения, обязании признать фио нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Исковые требования мотивированы тем, что фио зарегистрирована и проживает по адресу: адрес (адрес). 16 апреля 2014 года она обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о признании ее нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденных правовыми актами г. Москвы и предусматривающих возможность приобретения жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы гражданами, не признанными нуждающимися в жилых помещениях. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 5277 от 18 марта 2016 года фио отказано в признании нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Полагая права фио нарушенными, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, действуя в защиту прав фио, просил суд признать незаконным и отменить распоряжение Департамента городского имущества г. Москва от 18 марта 2016 года N 5277 об отказе в признании фио нуждающейся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, обязать Департамент городского имущества города Москвы признать фио нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в судебное заседание явился, требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москва в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио, истца фио, представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио с 23 ноября 1995 года зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: адрес (адрес) в двухкомнатной коммунальной квартире в комнате жилой площадью 9,6 кв.м, на площади 4,8 кв.м.
16 апреля 2014 года фио обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о признании ее нуждающейся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденных правовыми актами г. Москвы и предусматривающих возможность приобретения жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы гражданами, не признанными нуждающимися в жилых помещениях.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москва N 5277 от 18 марта 2016 года фио отказано в признании нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, со ссылками на определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда российской Федерации от 25 ноября 2015 г. N 5-КГ15-145, п. 6 ч.1 ст. 14 и п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 16.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 28.07.2011 года N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории г. Москвы в результате изменения границ г. Москвы, и о внесении изменений в статью 1 закона г. Москвы от 06.11.2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", ч.3 ст. 7, гл. 4.1. Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" и преамбулу Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, - жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2-4 статьи 7 указанного Закона города Москвы, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно п.п. 2-4 ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при условии, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В силу п. 1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права, учел доводы сторон, оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению.
Признавая незаконным и отменяя распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы N 5277 от 18 марта 2016 года, суд верно исходил из того, что фио является гражданкой РФ, более 10 лет постоянно проживает с регистрацией по месту жительства по адресу: адрес, в неизолированной комнате площадью 9,6 кв.м. с посторонним человеком, не ухудшала свои жилищные условия в течение более 5 лет, в собственности либо в пользовании иных жилых помещений не имеет, малоимущей не является.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности признании фио нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, суд верно указал, что не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией РФ принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов РФ и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции РФ), в связи с чем пришел к выводу о том, что права фио могут быть восстановлены путем возложения на Департамент городского имущества г.Москвы обязанности повторно рассмотреть ее заявление.
Выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылками на положения ч.3 ст. 7, гл. 4.1. Закона г.Москвы от 27.01.2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" и преамбулу Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения" в редакциях, действующих на дату принятия оспариваемого распоряжения, в соответствии с которыми действие Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения" не распространялось на правоотношения, связанные с обеспечением права на жилые помещения жителей г.Москвы, состоящих на жилищном учете в организациях и внутригородских муниципальных образованиях - городских округах и поселениях г.Москвы, в связи с чем у Департамента отсутствовали правовые основания для принятия по заявлению истца положительного решения, судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные.
Как следует из материалов дела, фио, являясь жителем г.Москвы, обратилась в Департамент с заявлением о признании ее нуждающейся в содействии г.Москвы в приобретении жилого помещения в рамках городских жилищных программ. Возникшие в связи с этим между сторонами правоотношения были связаны с правом фио на обеспечение жилым помещением за счет средств г.Москвы, которые, с учетом избранного способа реализации жилищных прав, регулировались положениями ч.9 ст.1, ст. 4.1, ч.2-4 ст.7, ст.18 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения".
Обстоятельств, исключающих применение к возникшим правоотношениям вышеуказанных положений Закона г.Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения", в том числе приведенных в Преамбуле указанного Закона, из материалов дела не усматривается.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции в достаточном объеме были исследованы юридически значимые по делу обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом требований закона и установленных по делу обстоятельств, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 08 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.