Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ульяновой О.В.,
судей Митрофановой Г.Н, Зельхарняевой А.И,
при секретаре Юшине С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Митрофановой Г.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Дьякова К.Н. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 декабря 2016 года, которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Дьякова Константина Николаевича к ГУ МЧС России по г. Москве отказать,
УСТАНОВИЛА:
Дьяков К.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ МЧС России по г. Москве об оспаривании решения, о постановке на учет, мотивируя их тем, что являлся сотрудником МЧС РФ и 25 февраля 2016г. обратился к ответчику с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 21 марта 2016г. решением комиссии ГУ МЧС России по г. Москве ему было отказано в постановке на вышеуказанный учет. По мнению истца, данное решение принято незаконно и необоснованно, поскольку им были представлены все необходимые документы подтверждающие наличие у него права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец просит суд признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по г. Москве об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за истцом право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика поставить его в составе семьи из 2-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебное заседание истец явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представители ответчика в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просили иск отклонить, мотивируя необоснованностью заявленных требований и законностью принятого комиссией ГУ МЧС России по г. Москве решения от 21.03.16г.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Дьяков К.Н, ссылаясь на то, что судом неправильно установлены обстоятельства дела, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неверно применены нормы права, поскольку судом не было принято во внимание, что истец является собственником только ? доли в праве на жилое помещение - двухкомнатную квартиру площадью 47,1 кв.м по адресу: *****, в которой проживает совместно со своей семьей: супругой и сыном, его мать Соболева Г.П. с 2005г. является собственником второй половины доли в праве на квартиру и вселялась в квартиру ни как член его семьи, а как собственник 1/2 доли в праве на жилое помещение; при этом, судом не была проведена надлежащим образом подготовка к судебному разбирательству, суд не выяснил: были ли действия Соболевой Г.П. намеренно направлены на ухудшение жилищных условий истца; суд не учел, что и до момента вселения его матери в указанную квартиру как ее сособственника, приходящаяся на истца и членов его семьи жилая площадь кроме того, суд не учел, что периоды, за которые не представлены выписки из домовых книг по месту регистрации истца в период прохождения службы находятся за пределами установленного законом пятилетнего срока к моменту обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты, в силу чего отсутствие этих документов, при том, что все иные необходимые документы были истцом представлены, не может служить основанием к отказу в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не имеют отношения к делу; суд необоснованно отказал в отложении судебного заседания по причине неявки представителя истца.
Проверив материалы дела, выслушав истца и его представителя - Панасюк В.И, поддержавших доводы жалобы, возражения представителей ответчика - Пахомоского С.А, Тодыковой Н.П, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Данным требованиям решение суда не соответствует.
Из материалов дела следует, что Дьяков К.Н. в системе федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы проходил службу с 27.10.1987г. и его выслуга лет на 18.02.2016г. в календарном исчислении составляла 32 года 04 месяца 17 дней.
25 февраля 2016г. истец обратился в комиссию ГУ МЧС России по г. Москве с заявлением о постановке его с членами семьи (супруга - Ломовцева С.А, сын - Дьяков В.К.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
21 марта 2016г. по результатам рассмотрения данного заявления комиссией ГУ МЧС России по г. Москве было принято решение об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. 1, 5 ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и пп. "з", "и" п. 5 ч. 2 Правил, а именно в связи с совершением действий направленных на ухудшение жилищных условий (продажа членом семьи истца - матерью истца Соболевой Г.П. 01.10.14г. жилого дома, общей площадью 56,1 кв.м, расположенного по адресу ****, продажа 31.12.14г. квартиры общей площадью 30,3 кв.м, расположенной по адресу ***, с последующим вселением в квартиру, занимаемой истцом, общей площадью 47,1 кв.м, расположенной по адресу ***** и не предоставлением выписок из домовых книг с мест регистрации за период с июня 1991 по 06 ноября 1996г, за период с 17 апреля 1997г. по 14 ноября 2000г. (на Дьякова К.Н.) и справки из бюро технической инвентаризации по местам регистрации за данные периоды времени.
Согласно материалам дела истец Дьяков К.Н. в составе семьи из трех человек (он, супруга - Ломовцева С.А, сын - Дьяков В.К.) проживает в двухкомнатной квартире N 45 общей площадью 47,1 кв.м, расположенной по адресу *****.
В указанном жилом помещении Дьякову К.Н. принадлежит на праве собственности ? доля в праве на основании договора купли-продажи от 29.03.2005г.
Собственником второй доли в праве собственности на данную квартиру является мать истца Соболева Г.П.
Право собственности указанных лиц зарегистрировано в 2005г. (свидетельство о государственной регистрации права от 25.04.2005г.)
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции, руководствуясь, ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку оспариваемое истцом решение от 21.03.16г. было принято ответчиком законно и обоснованно.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что каждый член семьи истца был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, произведя расчет из общей площади квартиры (47,1 / 3 =15,7 кв.м.), в силу чего, по мнению суда, истец не имел права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Кроме того, суд пришел к выводу, что для приобретения истцом права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты матерью истца Соболевой Г.П. в период с 01.10.14г. по 04.02.15г. были совершены действия в виде отчуждения жилого дома, общей площадью 56,1 кв.м, расположенного по адресу ****, квартиры общей площадью 30,3 кв.м, расположенной по адресу ***, и вселения в качестве члена семьи истца в квартиру общей площадью 47,1 кв.м, расположенную по адресу: *****, после чего обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи истца была уменьшена и составляла менее 15 квадратных метров.
К доводу истца о том, что вселение Соболевой Г.П. существенного значения не имело, поскольку до вселения ей и так принадлежала ? доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу *****, суд исходя из положений п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты отнесся критически, поскольку отчуждение принадлежащих Соболевой Г.П. объектов недвижимости и ее вселение в данную квартиру как члена семьи истца существенно изменило жилищные условия истца и членов его семьи, исключив возможность учесть суммарную площадь всех жилых помещений принадлежащим членам семьи истца.
Суд указал, что в связи с тем, что с момента совершения действий направленных на ухудшение жилищных условий истца и членов его семьи не прошло 5 лет, то основания для постановки истца с членами семьи на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты у ответчика отсутствовали.
Также суд сослался на то, что согласно представленным документам с июня 1991 по 06 ноября 1996г. и в период с 17 апреля 1997г. по 14 ноября 2000г. Дьяков К.Н. имел право пользования жилыми помещениями, но документов в виде выписок из домовых книг с мест регистрации, справок из бюро технической инвентаризации по местам регистрации, подтверждающих прекращение или сохранение права пользования данными жилыми помещениями, ответчику не представил.
Факт отсутствия вышеуказанных документов у комиссии ГУ МЧС России по г.Москве при рассмотрении заявления истца от 25.02.16г. в судебном заседании сторонами не оспаривался.
Поскольку отсутствие данных документов препятствовало ответчику провести проверку жилищных условий истца, установить действительную нуждаемость истца в обеспечении жильем, то никаких оснований, по мнению суда, для принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты у ответчика не имелось.
Довод истца о том, что необходимости в предоставлении указанных документов не имелось, признан судом несостоятельным, поскольку данные документы подтверждают наличие или отсутствие у истца прав на жилые помещения, а содержащиеся в них сведения необходимы для установления ответчиком оснований применения ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", например для выяснения обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью, исходя из 15 кв.м. на одного члена семьи.
Судебная коллегия, рассматривая дело по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с п.п.1,5 ч.8 ст.4 указанного закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.201 N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 указанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, в частности, супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником и несовершеннолетние дети.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, в том числе, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Как следует из материалов дела, на момент обращения Дьякова К.Н. в комиссию ГУ МЧС России по г. Москве обратился о постановке его с членами семьи (супруга - Ломовцева С.А, сын - Дьяков В.К.) на учет для получения единовременной социальной выплаты он являлся собственником ? доли в праве на жилое помещение общей площадью жилого помещения 47, 1 кв.м, данных о наличии у него либо у его членов семьи, совместно с ним заявленных для постановки на учет, в собственности или пользовании иной жилой площади в деле не имеется и ответчиком не представлено.
В соответствии с ч.2 ст.247 ГК РФ у частник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Между тем, суд первой инстанции посчитал возможным при определении обеспеченности истца и членов его семьи: супруги и несовершеннолетнего сына жилой площадью произвести расчет из общей площади всей квартиры, то есть, в том числе из площади, правами на которую истец не обладает, что является ошибочным.
Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящая на Дьякова К.Н. как собственника ? доли в праве на жилое помещение по адресу: ***** составляет 23,55 кв.м. и, соответственно, на каждого из членов семьи истца с учетом его самого приходится менее 15 квадратных метров (23,55 : 3).
В силу изложенного, вывод суда о том, что до вселения Соболевой Г.П. в названное жилое помещение Дьяков К.Н. не имел права на единовременную социальную выплату, нельзя признать правильным.
Как следствие, является неверным и вывод суда о совершении истцом действий по ухудшению своих жилищных условий в связи с вселением в указанную квартиру его матери Соболевой Г.П, учитывая, что и на момент вселения Дьяков К.Н. с членами его семьи не был обеспечен жилой площадью по установленной норме, при этом, Соболева Г.П, как собственник данной квартиры, в силу положений ст.ст. 209 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ, в любом случае имеет право на вселение, пользование и распоряжение принадлежащей ей долей в праве на квартиру вне зависимости от согласия на то истца.
Кроме того, нельзя признать правильной ссылку ответчика, принятую судом во внимание, на непредоставление истцом выписок из домовых книг с мест регистрации, справок из бюро технической инвентаризации по местам регистрации за периоды с июня 1991 по 06 ноября 1996г. ( в период прохождения службы в Смоленской области и г.Севастополь) и с 17 апреля 1997г. по 14 ноября 2000г. ( в период прохождения службы в г.Калиниград), что также послужило основанием к отказу в постановке истца на учет, учитывая, что обязательность их предоставления за указанные периоды времени, выходящие за рамки последних 5-ти лет до подачи заявления, законом не предусмотрена.
О непредоставлении истцом иных документов, необходимых согласно установленному Правилами списку, ответчиком ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не заявлял, не следует это и из предоставленной в материалы дела выписки из протокола заседания Комиссии ГУ МЧС России по г.Москве по рассмотрению вопросов предоставления единой социальной выплаты от 21 марта 2016 года.
Более того, из указанного протокола заседания жилищной комиссии следует, что иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности на территории РФ Дьяков К.Н. и члены его семьи не имеют.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое Дьяковым К.Н. решение от 21 марта 2016 года комиссии ГУ МЧС России по г. Москве об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не соответствуют требованиям вышеуказанным законодательства, в силу чего, решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением положений ст.330 ГПК РФ и вынесением по делу нового решения о признании решения Комиссию ГУ МЧС России по г. Москве от 21 марта 2016 года незаконным.
Одновременно, судебная коллегия полагает возможным обязать Комиссию ГУ МЧС России по г. Москве повторно рассмотреть заявление Дьякова К.Н. о постановке с совместно проживающими членами семьи: Ломовцевой С.А. и Дьяковым В.К. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Учитывая, что принятие решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в компетенцию суда не входит оснований для удовлетворения требований в виде обязания Комиссии ГУ МЧС России по г. Москве поставить Дьякова К.Н. на учет для получения данной выплаты судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 декабря 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействительным (незаконным) решение Комиссии ГУ МЧС России по г. Москве об отказе в постановке Дьякова Константина Николаевича с составом семьи 2 человека (жена Ломовцева С.А, сын Дьяков В.К.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21 марта 2016 года.
Обязать Комиссию ГУ МЧС России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления рассмотреть повторно вопрос о постановке Дьякова К.Н. с совместно проживающими членами семьи: Ломовцевой С.А. и Дьяковым В.К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части требований - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.