Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В,
судей Кнышевой Т.В, Антоновой Н.В,
при секретаре Гаар Ю.Е,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Супяновой А.М. по доверенности Агальцовой М.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Супяновой А.М. к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причиненного в результате контртеррористической операции, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Супянова А.М. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причиненного в результате контртеррористической операции, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, указывая в обоснование исковых требований, что в результате контртеррористической операции причинен ущерб принадлежащей ей квартире по адресу:.., утрачено находящееся в жилом помещении имущество, в период с 06 октября 2014 года по 15 ноября 2014 года истец и члены ее семьи были лишены возможности проживания в указанной квартире. Истец Супянова А.М. просит взыскать с ответчика Министерства финансов РФ компенсацию за утраченное движимое имущество с учетом количества членов семьи истца из 7 человек в размере 700 000 руб, компенсацию за временное размещение и питание в размере 285 600 руб, стоимость восстановительного ремонта жилого помещения в размере 285 600 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 293 922 руб. 45 коп.
Представители истца Супяновой А.М. по доверенности Агальцова М.В, Тарасова Г.В. в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Самусенко С.Н. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца Супяновой А.М. по доверенности Агальцова М.В. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Супянова А.М. в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уполномочила представлять свои интересы представителей по доверенности Агальцову М.В, Тарасову Г.В, которые доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Супяновой А.М, представителя ответчика Министерства финансов РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Супяновой А.М. по доверенности Агальцовой М.В, Тарасовой Г.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в поряд ке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110
утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в частности: проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 4; развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки); оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека ) (пп.пп. "в, г, д," п. 3 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению терр ористического акта правомерными действиями ( окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 6 Правил).
Обращения, предусмотренные п.п. 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 7 Правил).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации (п. 8).
Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (далее - поручение) в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в 3-месячный срок, если в поручении срок не указан (пп. "в" п. 9 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запра шиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом "б" пункта 2, подпунктом "в" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Объекты (здания, сооружения), имеющие повреждения основных несущих конструкций, должны иметь присвоенные им в установленном порядке адреса местонахождения.
Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагаются подготовленные в установленном порядке соответствующими компетентными органами материалы, подтверждающие: факт совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями; факт причинения физическим и юридическим лицам ущерба в результате террористического акта и (или) вреда при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 10).
Для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований изготавливаются следующие документы:
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 настоящих Правил, - заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, предусмотренная приложением N 6 к настоящим Правилам;
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил:
список граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, предусмотренный приложением N 7 к настоящим Правилам;
сводные данные о количестве граждан, находившихся в пунктах временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, и необходимых бюджетных ассигнованиях, предусмотренные приложением N 8 к настоящим Правилам;
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 3 настоящих Правил:
заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренное приложением N 9 к настоящим Правилам;
список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренный приложением N 12 к настоящим Правилам (пп. "и, к, л" п. 11).
Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заин тересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 12).
Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части ф инансового обеспечения мероприятий, указанных пункте 3 настоящих Правил, осуществляется в 20-дневный срок со дня принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с огласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Росреестра по Республики Дагестан, Супянова А.М. на основании договора купли-продажи от 27 февраля 2014 года является собственником 1/3 доли в квартире по адресу:...
В материалы дела представлен акт обследования утраченного имущества в результате контртеррористической операции, проведенной с 08 марта 2014 года по 26 ноября 2014 года в МО "Унцукульский район" Республики Дагестан, в отношении пострадавших Супяновой А.М. (глава семьи), Абдурахманова А.М. (муж), Абдурахманова М.А. (сын), Гамзатовой А.Г. (мать), Абдурахманова А.А. (пасынок), Абдурахманова Х.А. (пасынок).
Подпись Главы администрации МО "Унцукульского района" об утверждении данного акта отсутствует.
Истец Супянова А.М, ссылаясь на то, что в результате контртеррористической операции причинен ущерб принадлежащей ей квартире по адресу:.., утрачено находящееся в жилом помещении имущество, в период с 06 октября 2014 года по 15 ноября 2014 года истец и члены ее семьи были лишены возможности проживания в указанной квартире, просит взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию за утраченное движимое имущество с учетом количества членов семьи истца из 7 человек в размере 700 000 руб, компенсацию за временное размещение и питание в размере 285 600 руб, стоимость восстановительного ремонт жилого помещения в размере 285 600 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 293 922 руб. 45 коп.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Супяновой А.М. к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причиненного в результате контртеррористической операции, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что акт обследования утраченного Супяновой А.М. имущества Главой администрации МО "Унцукульский район" не утвержден, данных о подготовке в установленном порядке компетентными органами заявки о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, списка граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, не имеется, до настоящего времени в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда, а также обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не поступали.
Суд верно указал, что б ез соблюдения установленного законодательством порядка возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, оснований для возложения на Министерство финансов РФ обязательств по выплате Супяновой А.М. заявленных сумм возмещения не имеется.
Судом правомерно отмечено, что истец не лишена возможности оспорить решение, а также действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления у казанных выплат.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Супяновой А.М. к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причиненного в результате контртеррористической операции, процентов за пользование чужими денежными средствами в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они следуют из всей совокупности установленных по делу обстоятельств и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно указал, что обязанность государства по выплате различного рода компенсаций в возмещение ущерба, причиненного, среди прочего, при пресечении террористического акта, возникает только при условии соблюдения надлежащего порядка и срока для сбора и представления в Правительство РФ уполномоченными органами исполнительной власти (как местного самоуправления, так и субъектов федерации) соответствующей информации (обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и т.д.
Судом установлено, что обосновывающие документы о причиненном ущербе в результате проведения контртеррористической операции для оказания материальной помощи в надлежащем виде и в установленный срок в Правительство РФ истцом не представлены, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы по сути повторяют доводы искового заявления, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела, в силу чего не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Тот факт, что суд не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, основаны на неверном применении и толковании норм материального права, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.