Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей Лукьянченко В.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Снурницыной А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Московской области по доверенности Эфендиевой Е.А. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 23.12.2016 г. N *** об отказе Болотовой Л.Я. в регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:телефон:2440 общей площадью 96,7 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, адрес.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности фио на квартиру с кадастровым номером ***, телефон:2440 общей площадью 96,7 кв.м, расположенную по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, адрес,
УСТАНОВИЛА:
Болотова Л.Я. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности, обязать осуществить государственную регистрацию права собственности.
В обоснование требований административный истец указала, что регистрирующий орган без достаточных оснований пришел к выводу о несоответствии разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Болотова Л.Я. не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности Болотова В.А, который административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении; представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, отзыв на административный иск не представил, при этом Управление предоставило копию материалов дела правоустанавливающих документов.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика Эфендиева Е.А, считая решение незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца по доверенности Болотова В.А, полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, представителя административного ответчика по доверенности Кротова В.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительных причинах своей неявки, обеспечившего явку своего представителя, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена возможность оспаривания зарегистрированного права (п. 1 ст. 2), а также возможность оспаривания отказа в государственной регистрации прав либо уклонения соответствующего органа от государственной регистрации ( п. 5 с. 2, п. 3 ст. 20).
Пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Московской области от 10 июля 2014 г. N106/2014-ОЗ, вступившим в законную силу 1 января 2015 г, полномочия органа местного самоуправления городского поселения по выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (пункт 6 части 1 статьи 2 Закона).
Исходя из содержания подпункта 7 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 3 октября 2013 года N786/44, в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство строительного комплекса осуществляет полномочия по выдаче, а также продлению разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
Вместе с тем возникшие в данном случае правоотношения могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса Росреестром по Московской области в административном порядке законодательством не допускается.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, между Болотовой Л.Я. и ООО "Фокса" заключен договор участия в долевом строительстве N 9.1.9/МО/29.10.14 от 6 декабря 2014 г, по которому ООО "***" обязалось построить многоквартирный дом блокированной застройки и по окончанию строительства, передать указанную в договоре квартиру административному истцу.
Строительство жилого дома блокированной застройки по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, вблизи дер. Козино, осуществлялось ООО "Фокса" на основании разрешения на строительство от 4 апреля 2014 г. N RU50505101-452, сроком действия до 4 апреля 2017 г, выданного Администрацией городского поселения Нахабино Московской области.
1 декабря 2015 г. вышеуказанный многоквартирный дом введён в эксплуатацию, в соответствии с разрешением N RU50505101-365, выданным Администрацией городского поселения Нахабино Московской области.
Постановлением Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 31 декабря 2015 г. N 2545/12 десятиквартирному жилому дому блокированной застройки (корпус 9.1), расположенному на земельном участке с кадастровым номером 50:11:телефон:1747 присвоен адрес: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, адрес.
В соответствии с кадастровым паспортом жилое помещение по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, адрес, поставлено на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера ***, телефон:2440.
12 ноября 2016 г. административный истец обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилое помещение по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, адрес, предоставив договор участия в долевом строительстве от 30 мая 2014 г.; передаточный акт от 6 марта 2016 г.; кадастровый паспортные данные; смотровую справку от 14 января 2016 г.; письмо от 1 сентября 2016 г.; письмо от 17 декабря 2015 г. N 20151217-001; постановление от 31 декабря 2015 г. N 2545/12; квитанцию об уплате государственной пошлины; доверенность представителя, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 1 декабря 2015 г.
18 ноября 2016 г. Управление Росреестра по Московской области уведомило административного истца о приостановлении государственной регистрации права собственности на основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав на отсутствие полномочий у Администрации городского поселения Нахабино Московской области выдавать разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
23 декабря 2016 г. Управлением Росреестра по Московской области вынесен отказ в государственной регистрации права собственности на основании п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу заявленные административные исковые требования удовлетворить, поскольку лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что при строительстве многоквартирного жилого дома блокированной застройки должен осуществлялся государственный строительный надзор. На момент вынесения оспариваемого решения разрешение N RU50505101-365 от 1 декабря 2015 г. никем не было оспорено и отменено. В данной ситуации отсутствие заключения Министерства строительного комплекса Московской области, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало осуществлению государственной регистрации права собственности на основании действующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, признает, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определилхарактер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, по результатам которой правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования; решение суда является законным и обоснованным; выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.
Также судебная коллегия отмечает, что Управлением Росреестра по Московской области осуществляется государственная регистрация права в отношении других жилых объектов по данному адресу.
Довод апелляционной жалобы, о наличии постановления Администрации городского поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области N 130/1.13 от 27 мая 2016 г. об отмене ранее выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, действующий на момент регистрации и принятии решения об отказе в государственной регистрации, которым отменено выданное ранее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50505101-365 от 1 декабря 2015 г, признается судебной коллегией не состоятельным, поскольку постановлением Администрации городского поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области N 155/1.1.3 от 5 июля 2016 г. отменено ранее изданное постановление N 130/1.1.3 от 27 мая 2016 г, на основании ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по Московской области по доверенности Эфендиевой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.