Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Ставича, при секретаре Л.Ч. Купеевой, с участием прокурора О.Н. Артамоновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе М.И. Салкина на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 2 ноября 2017 года по административному иску М.И. Салкина к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Северное Бутово, об оспаривании решения о результатах выборов по избирательному округу N 2
установила:
М.И. Салкин обратился в суд с указанным выше административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Северное Бутово, ссылаясь на нарушение своих прав кандидата на выборах депутатов муниципального округа Северное Бутово г. Москвы, влекущее признание незаконность решения об утверждении результатов выборов.
В частности, М.И. Салкин указал, что решение Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово о назначении выборов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово от 20 июня 2017 года было принято в отсутствие кворума, имели место нарушения закона в ходе всей избирательной компании, в частности, допущенные кандидатом А.А. Курбановым с момента подачи им документов на регистрацию в качестве кандидата. Кроме того, указывал, что избирательная комиссия не соблюдала сроки работы для досрочного голосования, председатель избирательной комиссии самовольно покидала помещение избирательной комиссии с печатью, что влекло за собой невозможность выдачи бюллетеней для голосования, избирателям отказывали в возможности проголосовать досрочно, а жители района не были оповещены о назначенных выборах - отсутствовала информация на информационных стендах, отсутствовали плакаты на подъездах с указанием даты, времени и места голосования, нахождения избирательного участка.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 2 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе М.И. Салкина ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие М.И. Салкина, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Северное Бутово, которые извещены о месте и времени судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
В соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ М.И. Салкин как зарегистрированный кандидат, принявший участие в выборах, вправе обратиться с настоящим административным иском и требовать отмены итогов голосования и решения о результатах выборов на тех участках, на которых за него производилось голосование.
Названная норма права во взаимосвязи с частью 16 данной статьи и предписания статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" определяют основания для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов.
Согласно п. 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
На основании п. 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в прямо установленных законом случаях.
К таким случаям закон относит, в частности, установление нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичным образом регулируются вопросы, связанные с отменой решения комиссии об итогах голосования (пункты 1.2, 1.3 ст. 77 названного Федерального закона).
В Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П Конституционный Суд Российской Федерации - исходя из того, что в силу конституционно значимого принципа обязательности итогов выборов является недопустимой ситуация, при которой итоги выборов могли бы быть поставлены под сомнение неограниченным кругом лиц и притом по любым основаниям, в том числе связанным лишь с предположениями о допущенных в ходе установления итогов голосования, определения результатов выборов нарушениях либо с субъективным намерением защитить определённым образом понимаемый общественно-политический интерес при отсутствии у обратившегося в суд лица достаточных оснований полагать, что соответствующие нарушения по своему характеру и масштабу не позволяют выявить действительную волю избирателей, и реальной возможности подтвердить свою позицию необходимыми доказательствами - подчеркнул, что истолкование в правоприменительной практике названных законоположений как не предполагающих судебное обжалование избирателями итогов голосования на иных территориальных уровнях, а также результатов выборов не свидетельствует об их несоответствии требованиям Конституции Российской Федерации.
Исходя из этого Зюзинский районный суд г. Москвы, рассматривая настоящее дело, правильно распределил бремя доказывания между сторонами и возложил на административного истца обязанность доказать не только обстоятельства, связанные с предполагаемыми им нарушениями закона, но и их правовыми последствиями, допускающими неустранимые сомнения в достоверности волеизъявления избирателей, проголосовавших на выборах.
Между тем таких доказательств М.И. Салкиным не представлено и в деле не имеется.
Сами по себе факты, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, повторяют заявленные основания административного иска, которые уже получили оценку суда в решении по правилам ст. 84 КАС РФ, и не ставят под сомнение волеизъявление избирателей.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что решением Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово г. Москвы от 20 июня 2017 года на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово.
Указанное решение в установленном законом порядке недействительным не признавалось.
16 июля 2017 года решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Северное Бутово М.И. Салкин зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово.
В соответствии со ст. 76 Избирательного кодекса города Москвы результаты выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово в городе Москве 10 сентября 2017 года определены протоколом Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Северное Бутово от 11 сентября 2017 года на основании протоколов об итогах голосования нижестоящих участковых избирательных комиссий.
На основании указанного протокола Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Северное Бутово 11 сентября 2017 года приняла решение "Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово в городе Москве", согласно которому М.И. Салкин не вошёл в число избранных депутатов Совета депутатов муниципального округа Северное Бутово в городе Москве.
В отношении кандидатов, победивших на выборах, в административном иске не названо обстоятельств, которые препятствовали бы М.И. Салкину своевременно оспорить их регистрацию.
Отсутствуют указания на такие обстоятельства и в апелляционной жалобе, в которой по существу не оспаривается вывод суда о пропуске срока для обращения в суд с требованиями в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях при проведении агитации не содержат ссылок на доказательства, их подтверждающие.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что им направлено в суд заявление об отмене регистрации в качестве кандидата А.А. Курбатова, которое до настоящего времени к производству суда не принято.
Однако в рамках рассмотрения настоящего дела суд не вправе был проверять предполагаемые действиями (бездействия) суда по другому требованию, подлежащему рассмотрению в порядке самостоятельного административного производства.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что кандидаты финансировали свою избирательную компанию вне средств избирательного фонда, сводятся к повторению фактов, связанных с тем, что на листовках имелось изображение группы кандидатов.
Данный факт был исследован и получил оценку в решении суда, который установил, что листовка размера А4, двухсторонняя, тиражом 200 экз, содержащая фотографии команды кандидатов и выходные данные была изготовлена на собственном оборудовании одного из членов этой команды кандидатов от партии "Единая Россия", что подтверждается представленными в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Северное Бутово одновременно с данной листовкой документов, подтверждающих, что оборудование, на котором была изготовлена указанная листовка, арендовано у физического лица совместно всеми пятью кандидатами одновременно. Из Договора аренды оборудования от 28 июля 2017 года следует, что оплата аренды оборудования производится безналичным перечислением средств со специальных избирательных счетов Арендаторов в равных долях (п. 3.3.).
Таким образом, суд пришёл к обоснованному выводу, который доводами апелляционной жалобы не опровергнут, что на период действия договора аренды оборудования от 28 июля 2017 года каждый кандидат, заключивший совместный договор аренды оборудования, являлся сособственником данного оборудования согласно оплаченной доли, что свидетельствует том, что в случае изготовления печатных материалов на собственном оборудовании не требуется предварительного уведомления избирательной комиссии о тарифах на изготовление агитационных материалов.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к правильному выводу о том, что заявленные М.И. Салкиным основания административного иска не доказаны.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 2 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.