Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Шаровой О.В, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 27 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** площадью 4 165,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 536 813 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером ****, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** площадью 2 241 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 354 412 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером ****, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** площадью 159,1 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 31 992 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером ****, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** площадью 165,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 33 211 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером ****, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** площадью 17,7 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3 961 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером ****, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 17 мая 2017 года.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Гулливер" в пользу ООО "Бюро оценки бизнеса" расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 200 000 рублей (счет на оплату N 561 от 26 июля 2017 года)",
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Гулливер" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: ****, равной их рыночной стоимости:
с кадастровым номером **** площадью 4 165,5 кв.м - в размере 366 144 600 руб, с кадастровым номером **** площадью 2 241 кв.м - в размере 196 982 400 рублей, с кадастровым номером **** площадью 159,1 кв.м - в размере 16 843 600 рублей, с кадастровым номером **** площадью 165,5 кв.м - в размере 17 966 000 рублей, с кадастровым номером **** площадью 17,7 кв.м - в размере 1 943 600 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что по результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства по состоянию на 01 января 2016 года установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** - в размере 714 200 009,66 руб, с кадастровым номером **** - в размере 396 696 553,65 руб, с кадастровым номером **** - в размере 32 273 285,45 руб, с кадастровым номером **** - в размере 33 503 407,91 руб, с кадастровым номером **** - в размере 4 020 288,79 руб.
Административный истец является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ЗАО "Гулливер" является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: ****: с кадастровым номером **** площадью 4 165,5 кв.м, с кадастровым номером **** площадью 2 241 кв.м, с кадастровым номером **** площадью 159,1 кв.м, с кадастровым номером **** площадью 165,5 кв.м, с кадастровым номером **** площадью 17,7 кв.м.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** определена в размере 714 200 009,66 руб, с кадастровым номером **** - в размере 396 696 553,65 руб, с кадастровым номером **** - в размере 32 273 285,45 руб, с кадастровым номером **** - в размере 33 503 407,91 руб, с кадастровым номером **** - в размере 4 020 288,79 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 2 мая 2017 года, подготовленный НП "Деловой союз судебных экспертов".
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 21 июля 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Бюро оценки бизнеса".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 5 сентября 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** составляет 536 813 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером **** - 354 412 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером **** - 31 992 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером **** - 33 211 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером **** - 3 961 000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости нежилых помещений в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.