Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, А.В. Тиханской, при секретаре В.В. Сытине, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Москомстройинвеста на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 июля 2017 года по делу по административному иску Н.М. Раджабова к Комитету г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (в дальнейшем ? Москомстройинвест) об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены,
установила:
Н.М. Раджабов обратился в суд с указанным выше административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с решением указанного органа государственной власти от 2 марта 2017 года об отказе в рассмотрении во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства 4 квартир в многоквартирных домах на территории г. Москвы и чьи права нарушены.
Требования мотивированы тем, что Москомстройинвест ошибочно исходил из того, что отсутствуют критерии для включения административного истца в указанный реестр.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 17 июля 2017 года постановлено: административное исковое заявление Раджабова Н.М. к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, удовлетворить; признать незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 02.03.2017 г. N77-08-585/7-1 об отказе во включении Раджабова Н.М. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены; возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить Раджабова Н.М. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены; взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу Раджабова Н.М. 200 рублей в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель Москомстройинвеста А.Н. Григорьева, по доверенности от 6 июня 2017 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Н.М. Раджабова, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Москомстройинвеста, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ст.1, пункту 2 ст. 27 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (в дальнейшем ? Закон от 30 декабря 2004 года) он является специальным нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных настоящей статьёй, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности. Передача гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, не допускается.
Таким образом, только в рамках указанного закона гарантируется соблюдение прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и защита их прав. В силу прямого указания в названном Законе его действие не распространяется на отношения юридических лиц, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству многоквартирных домов, регулируемые нормами Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2004 года государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч. 4 названной статьи).
В целях реализации приведённых законоположений издан Приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Данным Приказом, действовавшим на момент его применения Москомстройинвестом, утверждены Правила ведения реестра таких граждан (Приложение N 2).
В соответствии с п. 4 приведённых Правил включению в реестр подлежали граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введённых на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключённой сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Приложения N 1 к настоящему Приказу.
Таким образом, надлежащее исполнение гражданином обязательств в соответствии с условиями сделки, заключённой в рамках Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", не позволяет распространить на него гарантии, установленные Законом от 30 декабря 2004 года.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается никем из лиц, участвующих в деле, что отношения Н.М. Раджабова с ЗАО "Энергостройкомплект-М" по строительству 4-х квартир, расположенных в ***. в соответствии с договорами, заключёнными между ними в 2008 году, были основаны не на Законе от 30 декабря 2004 года, уже действовавшем на тот момент, а на положениях Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ЗАО "Энергостройкомплект-М" имело отношение к инвестиционному контракту, заключённому Правительством г. Москвы с ЗАО "НПП "***", определяющему круг лиц, участвующих в порядке Закона от 30 декабря 2004 года в инвестиционном строительстве названных объектов, в деле не имеется.
Именно на этом был основан отказ Москомстройинвеста от 2 марта 2017 года во включении в реестр, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что административным ответчиком доказано наличие правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Суд, напротив, эти обстоятельства, имеющие значение, не принял во внимание, не применил нормы права, подлежащие применению, а потому решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Н.М. Раджабова к Москомстройинвесту.
Руководствуясь ст. 311, п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 июля 2017 года отменить, постановив новое решение, которым в удовлетворении административного иска Н.М. Раджабова к Москомстройинвесту об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.