Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б, Тиханской А.В,
при секретаре Золотове З.В,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней административного истца Мохаммада Ибрагима Х.Г. и его представителя по доверенности Глинкиной Е.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 мая 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Мохаммада Ибрагима Хазрат Гула к ГУ МВД России по Москве о признании незаконным бездействия - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Мохаммад Ибрагим Х.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие ГУ МВД России по г. Москве, выразившееся в непринятии у него заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, ссылаясь на то, что 21 декабря 2015 года, 19 января, 12 апреля, 23 мая, 08 августа, 12 августа и 17 сентября 2016 года он обращался в Управление в целях подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, представлял для этого заявление по установленной форме и необходимые документы, но заявление у него не принимают.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней просят административный истец и его представитель, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и недоказанности установленных по делу обстоятельств, нарушениях норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав объяснения представителя административного истца Глинкиной Е.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Так, исходя из нормативных положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенное действие (бездействие) соответствует закону.
В соответствии с этим, а также применительно к частям 9, 11 статьи 226, статье 62 КАС РФ суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
21 декабря 2015 года, 19 января, 12 апреля, 23 мая, 08 августа, 12 августа и 17 сентября 2016 года Мохаммад Ибрагим Х.Г. обращался в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, поскольку заявителем не был представлен полный пакет документов, административному истцу рекомендован дальнейший сбор документов и (или) корректировка их заполнения, что заявителем не отрицалось.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска и исходил при этом из того, что установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения административного истца о незаконном бездействии административного ответчика и нарушении в связи с этим прав административного истца; в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации", утвержденным Приказом ФМС от 19 марта 2008 года N 64, регулирующими спорные правоотношения, принятие заявления к рассмотрению возможно в случае готовности полного пакета документов, поименованных в законе, в иных случаях необходим дальнейшей сбор документов и (или) корректировки их заполнения, которые заявитель осуществляет самостоятельно.
Судебная коллегия вышеприведенные выводы суда находит правомерными, полагая, что они сделаны при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Так, частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Вопросы приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке регламентированы статьей 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", которыми предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, в случае признания лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом (пункт в части 2 статьи 13 названного Федерального закона).
Порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации, регламентирован Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. N 1325, которым устанавливается порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
Указанным положением предусмотрено, что заявление составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации; вместе с заявлением представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора; копий необходимых документов должны быть засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате; заявление составляется на русском языке; все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык; верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате; документы, выданные компетентным органом иностранного государства, для признания их действительными в Российской Федерации должны быть легализованы либо на них должен быть проставлен апостиль, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 33 Федерального закона, заявление по просьбе заявителя может быть подписано другим лицом, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. Если в силу обстоятельств, указанных в части третьей статьи 32 Федерального закона и подтвержденных документально, заявитель передает заявление и необходимые документы через другое лицо либо направляет их по почте, заявление считается принятым к рассмотрению со дня его получения полномочным органом при условии, что это заявление и прилагаемые к нему документы оформлены надлежащим образом (пункт 8 Положения). Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 12 настоящего Положения (обращения, заявления и документы, оформленные ненадлежащим образом либо представленные с нарушением установленного порядка, не подлежат рассмотрению, если иное решение не принято Президентом Российской Федерации) (пункт 9).
Для целей исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации разработан и утвержден Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 Административный регламент, которым среди прочего предусмотрено, что заявитель согласно графику работы территориального органа представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу; должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо выдает бланк квитанции для уплаты государственной пошлины, 2 бланка заявления (приложения N N 1 - 2 к Положению); конкретизирует перечень необходимых документов в зависимости от оснований приобретения гражданства (пункты 10 - 12 Положения); объясняет правила и технологию их сбора и заполнения (пункты 2 - 9 Положения) (пункт 16); заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом, надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4 - 7 Положения), надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения), подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения), уплату государственной пошлины. Заявитель лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу. Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий, подготовку вторых экземпляров копий документов, удостоверение копий документов и подлинности подписей, ознакомление заявителя, имеющего детей, со статьями 24 - 25 Федерального закона, выяснение его мнения об изменении гражданства детей, проверку наличия квитанции об уплате государственной пошлины. На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо:
принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке пункта 34 Положения принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных (приложение N 1 к Административному регламенту);
принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущего приема документов.
Согласно пункту 27.3 названного Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием документов, несет персональную ответственность за соблюдение порядка приема документов, соответствие копий документов оригиналам, правильность и полноту оформления документов.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность вывода суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска; административным ответчиком не допускалось неправомерного бездействия в связи с непринятием у административного истца заявления о приеме в гражданство Российской Федерации при отсутствии всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, являющихся обязательным приложением к такому заявлению.
Таким образом, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным; оно, вопреки доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушений норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; помимо прочего, они направлены на переоценку доказательств, в то время как оснований считать произведенную судом оценку неправильной не имеется, она соответствует процессуальному закону.
Вопреки доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней, решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ; доводы сторон в нем получили надлежащую оценку; судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; оснований полагать, что при принятии решения судом были допущены нарушения части 2 статьи 176, статьи 13 КАС РФ не имеется, решение основано на совокупности тех доказательств, которые были исследованы в судебном заседании, что подтверждается протоколом судебного заседания и материалами дела; собранные по делу доказательства непосредственно исследованы судом.
Иные доводы представителя административного истца, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе, судебная коллегия также признает несостоятельными и полагает, что они основаны на ошибочном понимании заявителем норм процессуального законодательства о доказательствах по административному делу, полномочиях представителя.
Нарушений принципов административного судопроизводства при рассмотрении дела судом также не допущено, утверждения об этом в апелляционной жалобе, проверенные судебной коллегией, своего объективного подтверждения не нашли.
Ссылки в апелляционной жалобе на допущенные в процессуальных документа опечатки в силу части 4 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что это привело к принятию неправильного решения; при этом судебная коллегия учитывает, что представитель административного истца участвовала в судебном разбирательстве в суде первой инстанции, давала объяснения по существу иска к ГУ МВД по г. Москвы об оспаривании бездействия, настаивала на удовлетворении вышеуказанных требований; решение суда принято по заявленным требованиям; исходя из характера спорных правоотношений определялся круг обстоятельств, имеющих значение для дела, материальный закон, подлежащий применению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней о незаконности решения не свидетельствуют; оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено. Мохаммад Ибрагим Х.Г. не лишен права приобрести гражданство Российской Федерации в установленном порядке; административный ответчик это право истца не нарушал, незаконных препятствий к его реализации не создавал.
На основании изложенного и р уководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней административного истца Мохаммада Ибрагима Хазрат Гула и его представителя по доверенности Глинкиной Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.