Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.
судей Пономарёва А.Н, Тиханской А.В,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Тиханской А.В. материал по частной жалобе представителя административного истца Межрайонной ИФНС России N 4 по Рязанской обл. Шилиной С.В. на определение Пресненского районного суда г. Москвы от 31 июля 2017 года, которым постановлено:
Возвратить административное исковое заявление МИФНС N 4 по Рязанской обл. к Веряскину В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу.
Разъяснить административному истцу право разрешить заявленные требования в порядке производства по административным делам о вынесении судебного приказа, а также что возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
УСТАНОВИЛА:
МИФНС N 4 по Рязанской обл. обратилось с административным иском, в котором просило взыскать с Веряскина В.Н. задолженность по земельному налогу.
Определением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 31 июля 2017 года административный иск возвращен.
Административный истец не согласился с указанным определением и подал частную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене определения судьи как постановленного с нарушением норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, руководствуясь статьей 19, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьями 315 - 316 КАС РФ, находит, что определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Возвращая административное исковое заявление, судья районного суда руководствовался подпунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, устанавливающим, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
С таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном применении норм процессуального права.
Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 05 апреля 2016 года N 103-ФЗ Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации дополнен статьей 17.1 "Административные дела, подсудные мировым судьям" следующего содержания: "Мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса".
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Главой 32 КАС РФ регламентируется производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, порядок взыскания обязательных платежей установлен ст. 123.1 КАС РФ, предусматривающей право взыскателя обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 123.3 КАС РФ заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье.
Как разъяснено пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи ( пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Из представленного материала усматривается, что определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 379 Пресненского района города Москвы - мирового судьи судебного участка N 378 Пресненского района г. Москвы отказано ИФНС N 4 России по Рязанской области в принятии заявления о выдаче судебного приказа в отношении Веряскина В.Н. о взыскании задолженности отказано. Указанное определение было приложено к административному иску.
При таких данных, судебная коллегия полагает, что у судьи районного суда отсутствовали законные основания для вывода о неподсудности дела данному суду; поскольку возложение на административного истца обязанности по оспариванию определения мирового судьи, которым отказано в выдаче судебного приказа и соответственно, предоставление сведений об этом, противоречит положению ст. 287 КАС РФ.
С учетом изложенного, обжалуемое определение законным и обоснованным признать нельзя, а потому оно подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса в порядке ст. ст. 124 - 130 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 31 июля 2017 года отменить, передать материал в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.