Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Цатурова В.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 04 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 июня 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 04 апреля 2017 года Цатуров В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 16 июня 2017 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба Цатурова В.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Цатуров В.А. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что использование им (Цатуровым В.А.) плаката с тематическим содержанием материалами дела не подтверждено, так как указанный плакат в качестве вещественного доказательства не изымался, к материалам дела не приобщен; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
В соответствии с ч.5 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В рамках организации публичного мероприятия статья 4 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривает ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам, в частности, согласно ч. 1 ст. 7 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях относится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации, а именно: уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В силу положений подп.1, 2 ч.3 ст.6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Согласно материалам дела, 09 сентября 2016 г. в 16 часов 00 минут Цатуров В.А, находясь по адресу: г. Москва, ул. Житная, д. 16, возле здания МВД России, в составе группы граждан в количестве 2 человек принял участие в не согласованном с органом исполнительной власти г. Москвы в лице Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы публичном мероприятии в форме пикета, при этом был одет в плащ с надписью "Коррупция" и держал в руках плакат с надписью "Если полицейские ведут себя как бандиты, что делать гражданину!?". При проведении данного пикетирования расстояние между Цатуровым В.А. и вторым участником пикетирования * Я.В, державшим в руках плакат с надписью "Полицейского Лучкина и судью Голышеву в тюрьму", составляло порядка 2 метров. Тем самым Цатуров В.А. нарушил требования ч. 1.1 ст. 7 Закона о собраниях и ч. 2 ст. 2.3 Закона г. Москвы от 04 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований".
Факт совершения административного правонарушения и виновность Цатурова В.А. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; рапортом сотрудника полиции 2 ОПП ГУ МВД РФ по г.Москве; ответом первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы.
Таким образом, Цатуров В.А. обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях Цатурова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и судьей Московского городского суда и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Московского городского суда проверил все доводы приводимые защитой и правомерно признал эти доводы несостоятельными с указанием мотивов принятого решения о законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 3 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности, выражающийся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, иных законодательных актов Российской Федерации.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г, г. Рим) наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Уклонение от направления предварительного уведомления органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации противоречит принципу законности, указанному в п.1 ст. 3 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, и является достаточным основанием для прекращения публичного мероприятия в связи с нарушением порядка его проведения.
Заявитель не отрицает факт своего участия в публичном мероприятии. Об осведомленности участия Цатурова В.А. в публичном мероприятии, о проведении которого не был уведомлен исполнительный орган субъекта Российской Федерации, свидетельствуют также показания сотрудника полиции * А.О, допрошенного судьей Московского городского суда в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, согласно которым 09 сентября 2016 года Цатуров В.А. принимал участие в несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии в составе группы граждан в количестве 10-12 человек. Участниками митинга выкрикивались в адрес сотрудников полиции различные оскорбительные фразы, демонстрируя свое негативное отношение к ним. На его (* А.О.) требование отойти друг от друга на расстояние более 50 м. Цатуров В.А. и * Я.В. не реагировали.
Оснований не доверять показаниям свидетеля не имеется, так как они последовательны, непротиворечивы, согласуются с другими собранными по делу доказательствами.
Действия Цатурова В.А, который принимал участие в публичном мероприятии, зная о том, что о его проведении не были уведомлены органы исполнительной власти Москвы, и не выполнил законного требования сотрудников полиции прекратить свое участие в мероприятии, проводимом с нарушением установленного порядка его проведения, являются нарушением подп.1, 2 ч.3 ст.6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в материалах дела в качестве вещественного доказательства плаката с подписью тематического содержания, использованного Цатуровым В.А. во время участия в публичном мероприятии, не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку нормы КоАП РФ не предусматривают какого-либо определенного перечня доказательств по делу. При этом виновность Цатурова В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается иными доказательствами, совокупность которых обоснованно признана судебными инстанциями достаточной для правильного разрешения дела.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и являлись предметом проверки судьи Московского городского суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Цатурова В.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, назначено Цатурову В.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Судебные акты отвечают требованиям ч.1 ст.29.10, ч.2 ст.30.7 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда и решение судьи Московского городского суда.
Порядок и срок давности привлечения Цатурова В.А. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 04 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Цатурова В.А. оставить без изменения, жалобу Цатурова В.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.