Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Маниной *** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 157 района Хорошево-Мневники города Москвы от 05 мая 2017 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 июня 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 157 района Хорошево-Мневники города Москвы от 05 мая 2017 года директор делового центра АО "Мострансагентство" Манина И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 июня 2017 года вышеназванное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Маниной И.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Манина И.В, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене, ссылаясь на незаконное рассмотрение судьей районного суда жалобы на постановление мирового судьи без её (Маниной) надлежащего извещения; отсутствие на балансе АО "Мострансагенство" объектов гражданской обороны; документы первичного учета объектов гражданской обороны АО "Мострансагенство" не переданы.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В соответствии со ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Статьей 19 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Как следует из материалов дела должностными лицами 1 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Северо-Западному административному округу ГУ МЧС России по г. Москве в отношении АО "Мострансагенство" проведена плановая выездная проверка на основании распоряжения N 1 от 16 января 2017 г, на основании которой 20 февраля 2017 года в 14 часов 30 минут было установлено, что директором делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В. в помещениях, расположенных по адресу: г. Москва, *** не выполнены предусмотренные законодательством обязанности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальные условия (правила) эксплуатации объектов гражданской обороны (защитных сооружений), использования и содержания средств индивидуальной защиты, а именно в нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003г. N 4317) н а защитное сооружение ГО организации не разработана следующая документация:
1. Журнал проверки состояния убежища (ПРУ);
2. Сигналы оповещения гражданской обороны;
3. План перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ);
4. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;
5. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств. 6. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;
7. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО;
8. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО;
9. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО;
10. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования;
11. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты;
12. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;
13. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО;
14. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ);
15. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью;
16. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
17. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
Защитное сооружение ГО не в полном объеме обеспечено имуществом, инвентарем, инструментами, необходимыми для укомплектования защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с нормами положенности.
При эксплуатации защитного сооружения (противорадиационного укрытия) гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в противорадиационном укрытии, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность:- отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей;- герметизации всего сооружения;-инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Отсутствуют паспорта убежищ в соответствии с установленными требованиями инв. N 08297-77, N08495-77, N08496-77.
В нарушение ст. 9 Федерального Закона от 12.02.98г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012, N 23622) не разработан план гражданской обороны.
Не заключен договор на ответственное хранение и пользование помещений гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (п.1-8 Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями").
Действия директора делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В. квалифицированы по ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Маниной И.В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; актом проверки от 20 февраля 2017 года; распоряжением о проведении выездной плановой проверки N 1 от 16 января 2017 года; копиями свидетельств о государственной регистрации права; должностной инструкцией N 331121; приказом N 28 от 29 апреля 2013 года; паспортами убежищ N 08495-77, 08496, 08297-77; инвентаризационными карточками N 08297-77, 08495-77, 08496-77, а также иными материалами дела.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о виновности Маниной И.В. Совершенное Маниной И.В. деяние правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о том, что расположенные по адресу: г. Москва, ул. Мневники, д. 3 стр. 1 и 2 защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), находящиеся на балансе гостиниц АО "Мострансагенство" и предназначенные для укрытия сотрудников гостиниц, учтены с 1957 года как объекты гражданской обороны.
Документы, свидетельствующие об исключении данных помещений из состава защитных сооружений гражданской обороны, не представлены.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
При этом в силу п. 2 ст. 31 Федерального закона N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса, в том числе объекты гражданской обороны, возникает в силу закона.
Имеющиеся в деле и перечисленные выше доказательства свидетельствуют о невыполнении директором делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В. мероприятий по гражданской обороне в отношении объектов гражданской обороны, эксплуатирующихся АО "Мострансагенство". При этом не обеспечение ею мер по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны гостиниц в надлежащем состоянии создает угрозу защищенности граждан, в том числе работникам центра; непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
С учетом изложенного действия директора делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Довод жалобы о необоснованном рассмотрении жалобы судьей районного суда в отсутствие Маниной И.В, не извещённой о времени и месте судебного заседания в установленном порядке, не может являться основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, в судебное заседание, назначенное судьей Хорошевского районного суда г. Москвы на 15 июня 2017 года в 12 часов 00 минут, Манина И.В. извещалась судебной повесткой, направленной ей по адресу регистрации по месту жительства, сведения о котором указаны как в протоколе об административном правонарушении, так и в представленной в дело копии паспорта Маниной И.В. : г. Москва, ул. Демьяна Бедного, д.18, кор.3, кв. 24.
В силу ч. 2 ст. 21.15 КоАП РФ и звещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Какими - либо иными данными о месте проживания Маниной И.В судья районного суда на момент рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи и вынесения решения не располагал.
Из материалов дела усматривается, что судебное извещение вручить Маниной И.В. не представилось возможным, в связи с чем, оно было возвращено в суд с отметкой "за истечением срока хранения" (л.д.92).
По смыслу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" надлежащим извещением считается и тот случай, когда с указанного места жительства (регистрации) участника производства по делу об административном правонарушении было возвращено заказное письмо ввиду невозможности его вручения.
При таких обстоятельствах рассмотрение жалобы судьей районного суда 15 июня 2017 г. в отсутствие последней не противоречит требованиям ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ и не нарушает гарантированных Маниной И.В Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав на защиту.
Изучение материалов дела свидетельствует, что к выводу о виновности директора делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Бремя доказывания судебными инстанциями распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу директора делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В. не усматривается.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Судья районного суда рассмотрел жалобу на постановление мирового судьи в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
При назначении наказания мировой судья учел данные о личности директора делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В, а также характер совершенного ею административного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено директору делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения директора делового центра АО "Мострансагентство" Маниной И.В. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Между тем, имеются основания для изменения судебных актов.
Как следует из материалов дела, Манина И.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в качестве должностного лица - директора делового центра АО "Мострансагентство", в то время как в судебных актах Манина И.В. указана в качестве должностного лица, без конкретизации занимаемой ею должности.
Данное обстоятельство расценивается как явная техническая описка, не являющаяся основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, однако подлежащая устранению путем изменения судебных актов, и указания вместо "должностное лицо Манина И.В." - директор делового центра АО "Мострансагентство" Манина И.В.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 157 района Хорошево-Мневники города Москвы от 05 мая 2017 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении Маниной *** изменить, путем указания вместо "должностное лицо Манина И.В." - директор делового центра АО "Мострансагентство" Манина И.В.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 157 района Хорошево-Мневники города Москвы от 05 мая 2017 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 15 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении Маниной *** оставить без изменения, жалобу Маниной ***- без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.