Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев в жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина" Министерства здравоохранения Российской Федерации Шапошниковой Н.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 23 района Москворечье-Сабурово города Москвы от 09 июня 2017 года и решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 02 августа 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 23 района Москворечье-Сабурово города Москвы от 09 июня 2017 года Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 02 августа 2017 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Шапошниковой Н.Ю. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Шапошникова Н.Ю. просит об отмене названных судебных актов, ссылается на отсутствие в действиях Учреждения состава административного правонарушения, поскольку предписание N766 от 21.09.2016 является незаконным, так как ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России использовало земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ***, по целевому назначению и в соответствии с видом его разрешённого использования.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, с учётом ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности может проверить дело об административном правонарушении в полном объёме, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи.
Административная ответственность по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
В ходе рассмотрения дела мировым судьёй установлено, что 28 марта 2016 года ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России выдано предписание N 218 об устранении нарушения земельного законодательства сроком исполнения до 29 августа 2016 года.
В связи с неисполнением предписания N218 об устранении нарушения земельного законодательства постановлением мирового судьи судебного участка N 23 района Москворечье-Сабурово города Москвы от 08 ноября 2016 года, вступившим в законную силу 01 февраля 2017 года, ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
21 сентября 2016 года ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России выдано предписание N 766 по материалу проверки N*** об устранении нарушения земельного законодательства (ст. 42 Земельного кодекса РФ), выразившегося в использовании земельного участка площадью 153473 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, ***, не по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием, а именно: фактически земельный участок используется не только в соответствии с установленным видом разрешённого использования - для размещения объектов здравоохранения, но и для размещения и эксплуатации гостиницы, кафе и парковки автотранспорта. Предписание выдано со сроком выполнения до 20 марта 2017 года.
25 апреля 2017 года государственным инспектором города Москвы по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве в отношении ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России в связи с невыполнением предписания N 766 от 21 сентября 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.
Указанные действиями (бездействия) ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России квалифицированы мировым судьей по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.
В обоснование вывода о виновности ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья сослался на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; предписанием N 766 от 21 ноября 2016 года; распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 27 марта 2017 года; акт проверки соблюдения земельного законодательства N 462 от 25 апреля 2017 года; фототаблицу; копию постановления мирового судьи судебного участка N23 района Москворечье-Сабурово города Москвы от 08 ноября 2016 года, вступившего в законную силу 01 февраля 2017 года, которым ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ; письмо Территориального управления Росимущества по г. Москве от 21.06.2017г; показания государственного инспектора Управления Росреестра по Москве ***, полученные мировым судьёй при рассмотрении дела, и другие материалы дела.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи о назначении административного наказания судья районного суда согласился с выводом о наличии в действиях (бездействии) ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, признав постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
Положения статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, Учреждением отрицался, при этом указывалось на то, что состав вменяемого административного правонарушения в действиях ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела не установлен, так как предписание, за невыполнение которого Учреждение привлечено к административной ответственности по данному делу, является незаконным.
Так, сторона защиты указывала на то обстоятельство, что ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" использовало земельный участок в соответствии с видом разрешённого использования земельного участка, поскольку основным видом разрешенного использования Участка является: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи, при этом содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.4.1.0, 3.4.2.0 (3.4.0), в связи с чем размещение и эксплуатация на земельном участке гостиницы, кафе и парковки не нарушает разрешенный вид землепользования.
На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населённых пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешённого использования;
2) условно разрешённые виды использования;
3) вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Установление основных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч. 2.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утверждён классификатор видов разрешённого использования земельных участков (далее - Классификатор).
Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешённого использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешённого использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешённого использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешённом использовании земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России на основании государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования от 09.04.1996 N ***; распоряжения префекта ЮАО г. Москвы от 19.02.1996 N***, от 26.05.1998 N***, от 03.09.1998 N***, от 03.08.2000 N***; решения окружной комиссии по вопросам имущественно-земельных отношений и градостроительству ЮАО от 19.07.2000 N21 предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ***, общей площадью 153473 кв.м. с кадастровым номером ***, и оформлен на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись о государственное регистрации от 19.04.2001 N***). На указанном земельном участке находится комплекс зданий, сооружений, предоставленных на праве оперативного управления ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанному земельному участку установлено разрешённое использование: здравоохранение (код 3.4 Классификатора) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", зарегистрированного в Минюсте РФ 02.05.2007 N 9370 (действовавшим на момент определения спорному земельному участку вида разрешенного землепользования) (далее - Методические указания), указанные методические указания позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
Пунктом 1.2.17 Методических указаний определен вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Из предписания N 766 об устранении нарушения земельного законодательства от 21 сентября 2016 года, выданного ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России, следует, что срок исполнения предписания определён до 20 марта 2017 года.
Во исполнение предписания N766 от 21 сентября 2016 года ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России 20 января 2017 года обратилось в Управление Росимущества по городу Москве с заявлением о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ***, общей площадью 153473 кв.м. с кадастровым номером ***, ссылаясь на то, что на указанном земельном участке располагаются, как объекты капитального строительства, предназначенные для оказания гражданам медицинской помощи, так и иные объекты, наличие которых обусловлено уставной деятельностью ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России и являются необходимыми для осуществления этой деятельности (л.д. 52-54).
11 апреля 2017 года Управление Росимущества по городу Москве в ответ на вышеуказанное обращение направило в адрес ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России письмо, которым уведомило о принятии обращения и направлении заявления в адрес Департамента городского имущества города Москвы посредством использования портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, и дополнительном сообщении о результате рассмотрения заявления (л.д. 54).
25 апреля 2017 года государственным инспектором города Москвы по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве в отношении ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России в связи с невыполнением предписания N 766 от 21 сентября 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 1).
21 июня 2017 года Управление Росимущества по городу Москве уведомило Учреждение о результатах рассмотрения обращения, указав, что в предоставлении государственной услуги отказано, земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г. Москва, *** площадью 153 473, 1 кв.м, принадлежат на праве собственности Российской Федерации. Статьёй 7 Земельного кодекса РФ установлено, что любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии со ст. 1, 30 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые в городе Москве утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП (л.д. 103-104).
Между тем судебные инстанции, признавая ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, не учли, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Учреждением предпринимались необходимые меры для выполнения предписания N *** от 21 сентября 2016 года, что подтверждается фактом обращения в Управление Росимущества по городу Москве с заявлением о внесении изменений в вид разрешённого использования земельного участка, однако по независящим от него обстоятельствам (в связи с отсутствием результата рассмотрения обращения на момент окончания срока исполнения предписания - 20 марта 2017 года ) не смогло выполнить его требования.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Таким образом, ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" предприняло все зависящие от него меры для исполнения предписания N 766 от 21 сентября 2016 года, заблаговременно обратившись в Управление Росимущества по городу Москве с заявлением о внесении изменений в вид разрешённого использования земельного участка.
Материалы дела свидетельствуют о том, что данное дело об административном правонарушении в отношении ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 23 района Москворечье-Сабурово города Москвы от 09 июня 2017 года и решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 02 августа 2017 года, вынесенные в отношении ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.13, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Шапошниковой Н.Ю. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 23 района Москворечье-Сабурово города Москвы от 09 июня 2017 года и решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 02 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина" Министерства здравоохранения Российской Федерации отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.