Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника АО "Проектэнергомаш" Обозова А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 24 мая 2016 года, решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 30 марта 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ
:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 24 мая 2016 года N 581/04/2016 акционерное общество "Проектэнергомаш" (далее АО "Проектэнергомаш", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года, оставленным без изменений решением судьи Московского городского суда от 30 марта 2017 года, указанное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалобы защитника Общества без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Обозов А.А. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, указывая на использование земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с установленным в отношении него разрешенным видом; на данный момент указанный земельный участок имеет несколько разрешенных видов использования, в том числе и для размещения объектов торговли и общественного питания; в резолютивной части обжалуемых судебных актов отсутствуют разъяснения о порядке и сроке их обжалования; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем рассмотрении дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации ( под. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и способами разрешенного использования ( ст. ст. 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела АО "Проектэнергомаш" является собственником земельного участка площадью *** кв. м по адресу: г. Москва, *** с кадастровым номером *** по договору аренды от 24 апреля 1997 N М-04-008599 (с изменениями от 28.09.1998, от 8.07.1999, от 29.03.2002, от 17.07.2003) на срок 10 лет до 2007. Срок действия данного договора истек, однако договор до настоящего времени не расторгнут и в соответствии с ч. 2 ст. 621, ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается продленным на неопределенный срок.
Согласно сведениям информационной базы "АИС ГКН" указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования: деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
На основании поручения заместителя главного государственного инспектора Управления Росреестра по Москве по использованию и охране земель от 02 февраля 2016 года в период с 02 февраля 2016 года по 29 февраля 2016 года проведено обследование земельного участка с кадастровым номером ***, в ходе которого установлено, что на указанном земельном участке расположено нежилое здание, принадлежащее на праве собственности АО "Проектэнергомаш" (запись о государственной регистрации от 16.06.2000 ***), которое используется для размещения ресторана, караоке и магазина.
14 марта 2016 г. по факту выявленного нарушения государственным инспектором по использованию и охране земель Управления Росреестра по г. Москве в отношении АО "Проектэнергомаш" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель Общество привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и виновность АО "Проектэнергомаш" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; договором на аренду нежилых помещений N 11\А-116 от 18.10.2011 с приложением к нему; свидетельством о государственной регистрации права; договором аренды земельного участка, дополнительным соглашением к нему; фотоматериалом; поручением на проведение проверки от 02 февраля 2016 года; актом проверки от 03 февраля 2016 года, схематическим чертежом земельного участка, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении N 146 от 14 марта 2016 года; протоколом осмотра территории от 19 февраля 2016 года с фототаблицей, а также иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судебными инстанциями проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также нижестоящие судебные инстанции правильно применили положения земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях АО "Проектэнергомаш" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Довод заявителя о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием к привлечению Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ несостоятелен в виду следующего.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и подтверждается представленным по запросу административного органа письмом Департамента городского имущества города Москвы N ДГИ - 1-14761\16-1 от 26.02.2016 г. на земельный участок с кадастровым номером *** установлен вид разрешенного использования - деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
Вместе с тем согласно действующего в настоящее время классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, а также Приказу Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 деятельность, связанная с, который согласно действующего в настоящее время классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, а также Приказу Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 деятельность, связанная с размещением и эксплуатацией ресторана относится к 4.6 виду разрешенного использования - "общественное питание" (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); для размещения караоке - "развлечения" (4.8) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)): для размещения магазина - "магазины" (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
Пунктом 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Таким образом, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером *** для размещения и эксплуатации ресторана, караоке и магазина не соответствует его установленному виду разрешенного использования.
Данных об изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, вопреки доводу жалобы, материалы дела не содержат и к настоящей жалобе не представлено.
Между тем АО "Проектэнергомаш" как арендатор земельного участка по адресу: г. Москва, *** с кадастровым номером *** в установленном законом порядке обязан использовать его в соответствии с его разрешенным видом либо привести использование земельного участка в соответствии с фактически установленным назначением и оформить земельно-правовые отношения на земельный участок.
Таким образом, осуществление на земельном участке по адресу: ***с кадастровым номером *** деятельности, связанной с размещением и эксплуатацией магазина, ресторана и караоке не соответствует установленному виду разрешенного использования данного земельного участка, а потому указанные действия АО "Проектэнергомаш" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, а затем судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую оценку действиям АО "Проектэнергомаш" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и виновности АО "Проектэнергомаш" в его совершении. Мотивы, по которым в основу постановления должностного лица и последующих решений, принятых вышестоящим должностным лицом, а также судьями районного суда и Московского городского суда при рассмотрении жалоб, поданных по делу, положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу АО "Проектэнергомаш" не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, назначено АО "Проектэнергомаш" соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения АО "Проектэнергомаш" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 24 мая 2016 года, решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 30 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении АО "Проектэнергомаш" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Проектэнергомаш" Обозова А.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.