Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Кадакина Дмитрия Владимировича, подписанную его представителем Паршиным Михаилом Александровичем, поданную в суд кассационной инстанции 27 ноября 2017 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 25 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску Кадакина Дмитрия Владимировича к ООО "МедИнСервис" об истребовании копии медицинской документации,
установил:
Кадакин Д.В. обратился в суд с иском к ЗАО "МедИнСервис" об истребовании копии медицинской документации, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Определением суда осуществлено процессуальное правопреемство, ЗАО "МедИнСервис" заменено на ООО "МедИнСервис" в связи со сменой организационно-правовой формы ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 25 мая 2017 года в удовлетворении заявленных Кадакиным Д.В. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Кадакин Д.В. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что между Кадакиным Д.В. и ООО "МедИнСервис" заключен договор на оказание возмездных услуг от 17 ноября 2015 года N 97/СМ; 03 ноября 2016 года Кадакин Д.В. обратился к ООО "МедИнСервис" с заявлением о выдаче медицинских документов, отражающих состояние здоровья; в ответ на указанное заявление ООО "МедИнСервис" в адрес Кадакина Д.В. направлен ответ, которым дано разъяснение положений действующего на момент обращения законодательства, регламентирующего основания и порядок предоставления медицинской документации, отражающей состояние здоровья пациента, а также доведено до сведения, что клиникой подготовлено медицинское заключение, которые возможно получить в клинике по адресу: город Москва, ул. Лобачевского, д. 20; в соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ пациент имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов; основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; порядок предоставления медицинских документов, отражающих состояние здоровья, регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02 мая 2012 года N 441 н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений", в соответствии с которым такие документы выдаются в форме справок и заключений; 24 ноября 2016 года Кадакин Д.В. лично получил выписку из истории болезни N 6259 (медицинское заключение), о чём в истории болезни имеется соответствующая отметка; 13 декабря 2016 года Кадакин Д.В. обратился в адрес ООО "МедИнСервис" с претензией о выдаче копий медицинских документов и предоставлении возможности ознакомления, а также о возврате перечисленных по договору денежных средств; 16 декабря 2016 года ООО "МедИнСервис" в адрес Кадакина Д.В. подготовлен и направлен ответ с приложением: подписанное клиникой соглашение от 16 декабря 2016 года о расторжении договора на оказание услуг от 17 ноября 2015 года N 97/СМ и расчёт подлежащей возврату суммы на претензию, которым, в дополнение к ранее данному ответу на заявление от 03 ноября 2016 года, до сведения пациента доведено, что в силу ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов; порядок ознакомления с оригиналами медицинской документации, отражающей состояние здоровья пациента, регламентирован Приказом Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" от 29 июня 2016 года N 425н; названный Приказ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 года N 763 вступил в силу 27 ноября 2016 года, то есть позднее даты поступления заявления от 03 ноября 2016 года и ответа клиники на него от 25 ноября 2016 года; указанным ответом на претензию Кадакина Д.В. предложено направить в адрес клиники письменный запрос о предоставлении медицинской документации для ознакомления, отвечающий требованиям Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" от 29 июня 2016 года N 425н; 11 января 2017 года от Кадакина Д.В. в адрес ООО "МедИнСервис" поступило заявление об ознакомлении с оригиналами медицинской документации; 18 января 2017 года в соответствии с регламентом, установленным Приказом Минздрава Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 425н, Кадакин Д.В. ознакомился с истребуемой медицинской документацией, а именно: медицинской историей болезни, о чём имеется запись в журнале учёта работы помещения для ознакомления с медицинской документацией.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Кадакин Д.В. исходил из того, что он обратился вместе с супругой в ООО "МедИнСервис" по вопросу лечения бесплодия и оказания вспомогательных репродуктивных услуг; между сторонами заключен договор на оказание возмездных услуг от 17 ноября 2015 года N 97/СМ, в котором ООО "Мединсвервис" обязалось осуществить репродуктивные услуги, а именно: проведение программы экстракорпорального оплодотворения с донацией ооцитов и привлечением суррогатной матери; с момента подписания договора проведены обследования Кадакина Д.В.; в дальнейшем, им и его супругой подписано информированное добровольное согласие о проведении программы ЭКО с донацией ооцитов (реципиентом утвержден донор ооцитов N 10463), а также кандидатуры суррогатной матери, для чего им дано информированное согласие на проведение обследований в соответствии с требованиями Приказа Минздрава РФ N 107н; по результатам обследования никаких отклонений выявлено не было; начиная с 03 ноября 2016 года, он обращался в клинику с письменным заявлением о предоставлении заверенных копий медицинских документов, получении выписного эпикриза, данных анализов и обследований, получении экземпляра договора на криоконсервацию эмбрионов, а также требованием о предоставлении оригиналов медицинских документов для ознакомления; клиника, после повторно поданного заявления об ознакомлении от 11 января 2017 года, 18 января 2017 года его ознакомила с частичной медицинской документацией, выдав на руки выписной эпикриз из истории болезни N 6259, при этом, не предоставив ему заверенной надлежащим образом копии медицинской карты с приложениями; таким образом, Кадакин Д.В. полагает, что его права как потребителя и получателя медицинских услуг ущемлены и нарушены безосновательно, ООО "МедИнСервис" нарушены требования ст. 19, 13, 22, 55 Федерального закона N 323 от 21 ноября 2011 года, Приказа Минздрав РФ от 30 августа 2012 года N107н; Кадакин Д.В. просил обязать ООО "МедИнСервис" выдать ему копию надлежащим образом оформленной документации, содержащей сведения медицинского характера, относящиеся к исполнению договора оказания возмездных услуг N 97/СМ и его состояния здоровья, а также его супруги в виде заверенной копии медицинской карты с приложениями.
Рассматривая данное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кадакиным Д.В. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии со ст. ст. 22, 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи; пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов; медицинская организация обязана обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности; права Кадакина Д.В. со стороны ООО "МедИнСервис" не нарушены, положения закона, в том числе, регламентирующие основания и порядок предоставления пациентам копий медицинских документов и возможности ознакомления с оригиналами медицинской документации, соблюдены; пациенту Кадакину Д.В. предоставлено медицинское заключение, а также предоставлена возможность ознакомиться лично с медицинской документацией; Приказом Минздравсоцразвития России "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" от 02 мая 2012 года N 441н предусмотрена возможность выдачи лишь справок и медицинских заключений; возможность предоставления пациенту полной копии медицинской документации вышеназванным Приказом не предусмотрена; каких-либо достоверных доказательств, могущих объективно свидетельствовать о том, что со стороны ООО "МедИнСервис" нарушены права Кадакина Д.В, суду представлено не было; таким образом, Кадакин Д.В. в предусмотренном действующим законодательством порядке получил медицинскую документацию, отражающую состояние здоровья Кадакина Д.В, а также лично ознакомлен с медицинской историей болезни, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных Кадакиным Д.В. исковых требований не имеется.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Кадакина Д.В. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Кадакина Дмитрия Владимировича на решение Мещанского районного суда города Москвы от 25 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску Кадакина Дмитрия Владимировича к ООО "МедИнСервис" об истребовании копии медицинской документации - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.