Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Голдобина С.В., поступившую в Московский городской суд 01 декабря 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 октября 2016 года и апелляционное судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 июня 2017 года по делу по иску Голдобина С.В. к Ликвидационной комиссии Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, МВД России об отмене приказа об увольнении, зачислении в распоряжение ФСКН России, выплате денежного довольствия до перевода в органы внутренних дел, изменении даты увольнения, возложении обязанности на МВД России рассмотреть вопрос о переводе на службу в органы внутренних дел,
Установил:
Голдобин С.В. обратился в суд к Ликвидационной комиссии Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Министерству внутренних дел Российской Федерации с иском, уточнив который, просил отменить приказ ФСКН России N ***лс от 31 мая 2016 года в части незаконного увольнения, обязать ликвидационную комиссию ФСКН России зачислить его в распоряжение ФСКН России с 01 июня 2016 года до перевода в органы внутренних дел, обязать ликвидационную комиссию ФСКН России выплачивать полагающееся на день увольнения денежное довольствие за период с 01 июня 2016 года до перевода в органы внутренних дел, обязать МВД России, как правопреемника ФСКН России, рассмотреть вопрос о переводе для дальнейшего прохождения службы в органы внутренних дел с учетом положений, предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований Голдобин С.В. ссылался на то, что с 01 июля 2003 года по 31 мая 2016 года он являлся сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и занимал должность заместителя начальника Методико-аналитического управления Следственного департамента ФСКН России, имеет специальное звание полковник полиции, приказом ФСКН России N ***лс от 31 мая 2016 года, на основании Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и его рапорта о переводе в органы внутренних дел от 13 мая 2016 года, он был уволен со службы в органах ФСКН РФ по п. п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05 июня 2003 г. N 613, в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, однако увольнение является незаконным, поскольку было произведено с нарушением установленного законом порядка увольнения, и, кроме того, на службу в органы внутренних дел он принят не был.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 октября 2016 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Голдобина Станислава Владимировича к Ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерству внутренних дел Российской Федерации об отмене приказа об увольнении, обязании зачислить в распоряжение ФСКН России, обязании выплачивать денежное довольствие до перевода в органы внутренних дел, изменении даты увольнения, обязании МВД РФ рассмотреть вопрос о переводе на службу в органы внутренних дел - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 июня 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущено не было.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена в том числе Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ( пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы, в частности, функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ( пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации ( часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Правоотношения, связанные в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ( статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные в том числе по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Статьей 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц ( постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1405-О).
Из приведенных выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, наличие которых не влечет безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля и не исключает возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата ( часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
Судом установлено, что Голдобин С.В. с 01 июля 2003 года по 31 мая 2016 года являлся сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и занимал должность заместителя начальника Методико-аналитического управления Следственного департамента ФСКН России, имеет специальное звание полковник полиции.
13 мая 2016 года истцом на имя Министра внутренних дел РФ Колокольцева В.А. был подан рапорт о его принятии на службу в органы внутренних дел РФ в порядке перевода в соответствии с п. п. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. N156 в связи с упразднением ФСКН России.
Приказом N ***лс от 31 мая 2016 года Голдобин С.В. уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел РФ, исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля 31 мая 2016 года с выплатой премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей пропорционально прослуженному времени в размере 25 процентов оклада денежного содержания.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе Голдобину С.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме на том основании, что прием на службу и заключение контрактов является исключительной компетенцией руководителя органа внутренних дел, который в целях эффективной экономической (служебной) деятельности и рационального управления (осуществления возложенных полномочий и функций) самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение сотрудников) и заключает контракты с конкретным лицом, ищущим работу, при этом положения Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ, Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. N 156, не содержат норм, обязывающих представителя нанимателя, в данном случае, в лице МВД России, осуществлять прием на службу в органы внутренних дел всех сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в указанные органы, в порядке перевода.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась, одновременно указав на то, что поскольку в установленный Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ трехмесячный срок со дня увольнения Голдобин С.В, как сотрудник органов наркоконтроля, уволенный в связи с переводом в другой государственный орган, не был принят на службу в органы внутренних дел РФ, то он вправе был обратиться в ликвидационную комиссию ФСКН России с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 33 указанного Федерального закона, вследствие чего оснований полагать его права нарушенными не имеется.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанцией и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
Ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 31-П, отмену обжалуемых судебных актов не влечет, поскольку названное Постановление вынесено по жалобе конкретного гражданина и в его резолютивной части отсутствует указание на пересмотр решений по искам иных граждан, за исключением Базаленко С.Ю, правоприменительное решение по делу которого подлежит пересмотру в установленном порядке при отсутствии к тому соответствующих препятствий.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы Голдобина С.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 октября 2016 года и апелляционное судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 июня 2017 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции -
отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.