Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу руководителя ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" Белова Е.В., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 18.12.2017 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.10.2017 г. по административному делу по административному иску ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве, старшему инспектору ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве Петрову С.И. о признании незаконными действий старшего инспектора ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве Петрова С.И. по составлению предписания N645/1/1 от 09.09.2016 г., отмене предписания N645/1/1 от 09.09.2016 г.,
установил:
ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" обратилось в суд с административным иском к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве, в котором просило признать незаконным предписание в сфере пожарной безопасности, ссылаясь на то, что здание по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр. 1 находится в пользовании нескольких организаций, в то время как предписанием органа пожарного надзора на Учреждение возложена обязанность устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в помещениях общего пользования.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 04.04.2017 г. постановлено:
Признать незаконным предписание N645/1/1 от 09.09.2016 года, выданное старшим инспектором ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве Петровым С.И. ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта", отменить предписание N645/1/1 от 09.09.2016 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.10.2017 г. определено:
Решение Басманного районного суда года Москвы от 04.04.2017 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" к ГУ МЧС России по г. Москве об оспаривании предписания в сфере пожарной безопасности.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения Басманного районного суда г. Москвы от 04.04.2017 г.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебной коллегией по административным делам Московского городского суда при рассмотрении дела допущено не было.
Судами установлено, что Главным управлением МЧС России по г. Москве в отношении ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" в период с 15.08.2016 года по 09.09.2016 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях по адресу г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр. 1, по результатам которой составлен акт проверки от 09.09.2016 г. N645/1/1 и выдано предписание об устранении нарушений.
Постановлением мирового судьи судебного участка N359 Басманного района г. Москвы от 07.10.2016 года должностное лицо - начальник отдела эксплуатации ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" Киреева Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа 3000 рублей. Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования об устранении нарушений правил пожарной безопасности, включенные в предписание, не основаны на законе.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции не согласилась по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Подпунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии со ст. 6 прим. Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Суд первой инстанции не учел, что за невыполнение оспариваемого предписания от 09.09.2016 года, должностное лицо - начальник отдела эксплуатации ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" Киреева Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следует отметить, что положения ст. 38 Федерального закона N69-ФЗ, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проведенной проверки органом пожарного надзора было установлено, что в здании по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр. 1 находится Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), которому это здание передано на баланс.
С учетом уставной деятельности ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" - оказание услуг по содержанию и эксплуатации зданий и других объектов Росжелдора - не имеет правового значения, поскольку административному истцу по договору безвозмездного пользования передана только часть данного здания.
Изложенное подтверждается государственным контрактом от 23.01.2014 года, в соответствии с которым ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" по заданию заказчика (Федерального агентства железнодорожного транспорта) приняло на себя обязательства по организации выполнения работ (оказанию услуг) по обслуживанию здания по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр. 1, а также систем инженерно-технического обеспечения.
Судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ пришла к выводу о том, что ГУ МЧС России по г. Москве доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, напротив, ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" не доказало факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, судебной коллегией решение суда отменено, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выводы судебной коллегии являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы о неправильном указании на постановление мирового судьи, не влекут отмену состоявшегося апелляционного определения, поскольку судом установлено, что административный истец является надлежащим субъектом по административному правонарушению, следовательно, на выводы суда второй инстанции о правомерности возложения обязанностей на административного истца по оспариваемому предписанию не влияют.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка, они направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы апелляционной инстанцией либо опровергали её выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы руководителя ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" Белова Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.10.2017 г. по административному делу по административному иску ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве, старшему инспектору ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве Петрову С.И. о признании незаконными действий старшего инспектора ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве Петрова С.И. по составлению предписания N645/1/1 от 09.09.2016 г, отмене предписания N645/1/1 от 09.09.2016 г. - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.