Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Развитие активов" на постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) от 18 июля 2017 г. и решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 21 августа 2017 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП Москвы, в отношении ОАО "ГИСС",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 18 июля 2017 г. ОАО "ГИСС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 21 августа 2017 г. названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ОАО "ГИСС" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник АО "Развитие активов", являющегося правопреемником ОАО "ГИСС", реорганизованного в форме присоединения к АО "Развитие активов" (дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица ОАО "ГИСС" в форме присоединения - 11 августа 2017 г.), ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного решения, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.
В судебное заседание Московского городского суда явился защитник АО "Развитие активов" Юнусов Р.А, который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Юнусова Р.А, проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу решения подлежащими отмене.
Согласно ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы н арушение требований и ограничений по использованию земельного участка, содержащихся в оформленном акте разрешенного использования земельного участка или установленных правовыми актами города Москвы, а также правоустанавливающими документами на землю, сервитутами, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Неисполнение законных требований уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием объектов недвижимости об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.7 КоАП Москвы.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны ( п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
Согласно ч. ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для выдачи ООО "ГИСС" требования об устранении нарушения, выразившегося в использовании земельного участка с нарушением установленного вида разрешенного использования, Правила землепользования и застройки в г. Москве не были утверждены. Соответствующее постановление Правительства Москвы было принято 28 марта 2017 г.
Вместе с тем в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона о землепользовании в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Пунктом 2 ст. 8 Закона о землепользовании установлено, что при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду, безвозмездное пользование устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, которое в соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ подлежит применению в отношении земельных участков, виды разрешенного использования которых были установлены до издания приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, утвердившего Классификатор видов разрешенного и спользования земельных участков.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП виды разрешенного использования земельных участков имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, которые в силу п. 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 364-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием привлечения ОАО "ГИСС" к административной ответственности), указываются в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действовавшем на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ОАО "ГИСС" к административной ответственности), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ГИСС" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, находящегося в собственности г. Москвы, общей площадью 930 кв.м, расположенного по адресу: *, который предоставлен обществу на основании договора аренды от 02 апреля 2008 г. для проектирования и строительства справочно-информационного узла (земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания), сроком до 31 марта 2009 г.
В ходе обследования вышеупомянутого земельного участка, проведенного должностными лицами Госинспекции по недвижимости в период действия указанного договора, установлено, что ОАО "ГИСС" изменило установленный договором вид разрешенного использования земельного участка без внесения изменений в договор аренды, а именно: на данном земельном участке расположено здание с адресным ориентиром: *, в котором функционирует аптека.
На этом основании 21 марта 2017 г. Госинспекцией по недвижимости ОАО "ГИСС" выдано требование об устранении выявленного нарушения в срок до 21 мая 2017 г.
По результатам повторного обследования земельного участка, проведенного должностным лицом Госинспекции по недвижимости 01 июня 2017 г, установлено, что требование не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "ГИСС" к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.7 КоАП Москвы.
Рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, судья Зеленоградского районного суда г. Москвы, не нашел оснований для ее удовлетворения.
С состоявшимися решениями согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции ч. 2 ст. 6.7 КоАП Москвы следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок исключительно законного требования органа, осуществляющего земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ОАО "ГИСС" к административной ответственности, в том числе - з емельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5).
Из материалов дела следует, что предоставленный обществу земельный участок по виду разрешенного использования, установленному в п. 1.1 договора аренды от 16 мая 2008 г, относится к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов бытового обслуживания, а в качестве цели его предоставления указано "для проектирования и начала строительства справочно-информационного узла" (л.д. 52, об. сторона). При этом в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания в вину обществу вменяется невыполнение требования административного органа от 21 марта 2017 г. N 9199213 об устранении нарушения, выразившегося в использовании земельного участка с нарушением именно вида его разрешенного использования. Нарушение обществом каких-либо иных ограничений по использованию земельного участка, в том числе несоблюдение целей и (или) условий его предоставления, содержащихся в договоре аренды, в вину ему не вменялось.
Вместе с тем анализ договора аренды свидетельствует о том, что установленный в нем обществу вид разрешенного использования земельного участка " земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания" (л.д. 53), соответствует коду 1.2.5 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, и используемой в постановлении Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, в котором в качестве самостоятельного вида разрешенного использования земельных участков прямо выделены "Объекты размещения аптек, магазинов оптики, магазинов медицинских товаров и оборудования", отнесенные к коду 1.2.5.
Таким образом, фактическое использование земельного участка, на котором расположена аптека, подпадает под вид разрешенного использования по коду 1.2.5, которому соответствует вид его разрешенного использования, указанный в договоре аренды от 16 мая 2008 г. В связи с этим можно сделать вывод о том, что данный земельный участок используется обществом в соответствии с видом разрешенного использования, содержащимся в договоре аренды земли. Выяснение вопроса о том, соответствует ли фактическое использование земельного участка иным требованиям и ограничениям по его использованию, не входит в предмет доказывания по настоящему делу, поскольку иное означало бы выход за пределы предъявленного обществу обвинения, сформулированного в протоколе об административном правонарушении.
Изложенное объективно свидетельствует об отсутствии в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 18 июля 2017 г. и решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 21 августа 2017 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП Москвы, в отношении ОАО "ГИСС", подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
РЕШИЛ:
жалобу Брушковской В.А. в защиту АО "Развитие активов", являющегося правопреемником ОАО "ГИСС", реорганизованного в форме присоединения к АО "Развитие активов" (дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица ОАО "ГИСС" в форме присоединения - 11 августа 2017 г.), удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 18 июля 2017 г. и решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 21 августа 2017 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП Москвы, в отношении ОАО "ГИСС", отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.