судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Карелова О.А. на постановление судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 24 июля 2017 года, которым Карелов Олег Андреевич признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2. КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 12000 (двенадцать тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
09 июля 2017 года в отношении Карелова Олега Андреевича был составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Преображенский районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление, на которое подана жалоба Карелова О.А. по доводам, изложенным в жалобе, в том числе указывая на нарушения норм процессуального права и материального права.
Карелов О.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, обсуди в возможность рассмотрения дела в отсутствие Карелова О.А, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что 09 июля 2017 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Москва, Сокольническая площадь, д. 9, Карелов О.А, в нарушении требований Федерального закона "О собрания, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N54-ФЗ, принял участие, в групповом пикетировании, проводимом лицами, объединенными общей организацией и единым замыслом, где публично демонстрировал и распространял печатную продукцию единого тематического содержания (листовки) в целях формирования у неопределенного круга лиц отношения к политической позиции и деятельности *** А.А, без подачи в установленном порядке уведомления на проведение публичного мероприятия и без согласования с территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами безопасности, в период действия ограничений на проведение публичных мероприятий, установленных п. 11 Указа Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года NN202 "об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года".
Обстоятельства совершения Кареловым О.А. административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении ВАО N 0523218 от 09 июля 2017 года, в котором отражено существо административного правонарушения (л.д. 5); протоколом ВАО N 0104281 о доставлении Карелова О.А. в ОМВД России по району Сокольники г. Москвы в связи с совершенным административным правонарушением (л.д.6); протоколом ВАО N 0106570 об административном задержании Карелова О.А. (л.д.7); протоколом досмотра Карелова О.А, согласно которому у последнего были обнаружена различная печатная продукция, которые он распространял до его задержания (л.д.8-10); рапортами и объяснениями сотрудников полиции *** А.А. и *** А.Ю, согласно которым, при заступлении на дежурство они получили сведения, согласно которым, возле станций метрополитена, неизвестными лицами планируется распространение агитационных материалов, в ходе дежурства, при обстоятельствах указанных в данных документах, был выявлен и задержан Карелов О.А. (л.д. 1-4, 17-20); объяснениями *** М.А. и *** B.C, которые участвовали в качестве понятых, при изъятии у Карелова О.А, в ходе досмотра цветных листовок с текстами различного содержания (л.д. 21-22, 23-24); справкой врио начальника 6 отдела УООП ГУ МВД России по г. Москве, согласно которой, неизвестными лицами 8 и 9 июля 2017 года, планировались и были проведены одиночные акций по различным адресам г. Москвы, которые с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией (26-27); сообщением из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, о том, что на территории г. Москвы 8 и 9 июля 2017 года уведомлений о проведении публичных мероприятий на территориях, прилегающих к станциям Московского метрополитена и в местах массового пребывания граждан не поступали и не согласовывались
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах суд обоснованно принял во внимание рапорты сотрудников полиции *** А.А. и *** А.Ю, а также их объяснения, поскольку сведения, изложенные ими в рапортах и объяснениях, последовательны и согласуются с письменными материалами дела. Оснований для оговора Карелова О.А. у них судом не установлено. Сотрудники полиции при даче объяснений были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний.
Данные рапорты и объяснения соответствуют требованиям, предъявляемым ст.26.2КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Карелова О.А. составлен должностным лицом органов внутренних дел, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии с чч.1, 2 ст.28.3 КоАП РФ в нормативном единстве с п.9 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ, в данном протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данных доказательств недостоверными не усматриваю.
Все доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств не представляется возможным.
Административная ответственность по КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
При таких обстоятельствах, установив, что Карелов О.А, находясь у выхода станции метро "Октябрьское поле" по адресу: г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, д.12, в 16 час. 30 мин, с целью выражения и формирования мнений, выдвижения требований по вопросам политической жизни страны держал в руках и раздавал прохожим средства наглядной агитации, суд пришел к правильному выводу о том, что Кареловым О.А. осуществлялось пикетирование.
Согласиться с доводом о том, что имело место не пикетирование, а информирование по выдвижению Навального А. кандидатом в Президенты РФ, в связи с чем на него положения Закона N 54-ФЗ не распространяются несостоятелен.
Согласно Закона N 54-ФЗ, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется как законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, так и настоящим Федеральным законом.
Согласно Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.
Согласно Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
В силу положений Закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона N 67-ФЗ, Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" действия по "информированию граждан о проведении кампании по выдвижению Алексея Навального в кандидаты на пост Президента Российской Федерации" относятся к предвыборной агитации, в то время как решение о назначении выборов не принято и агитационный период не начался.
В соответствии с п.7 ст.13 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Согласно ст.12 указанного Федерального закона к омплексная программа по обеспечению безопасности в период подготовки спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации.
данного Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 г. и в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Указанный пункт Указа Президента РФ не содержит исключений для лиц, проводящих одиночное пикетирование.
Таким образом, действия Карелова О.А, принявшего 08.07.2017 участие в несогласованном публичном мероприятии, образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Статьей 27.1 КоАП РФ задержание предусмотрено как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
О произведенном административном задержании составлен протокол, имеющийся в материалах дела. Данный протокол соответствует требованиям ст.27.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Карелов О.А. принял участие в публичном мероприятии, находился в общественном месте, вследствие чего у сотрудников полиции отсутствовала объективная возможность для составления протокола об административном правонарушении в отношении него на месте выявления административного правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа в размере 12000 рублей соответствует требованиям, и КоАП РФ, назначено в пределах санкции ст.20.2 ч.5 КоАП РФ, с учетом личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, а также смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обязательное участие в судебном заседании лица, поддерживающего обвинение от имени государства, для данной категории дел нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Другие доводы, изложенные заявителем в жалобе, также не являются основанием к отмене постановления судьи. Они направлены на иное, неверное, толкование норм права и переоценку доказательств в выгодном для заявителя свете.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 30.6-ст. 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 24 июля 2017 года в отношении Карелова Олега Андреевича оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П.Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.