Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Измайлово" Платонова В.А. на решение судьи Измайловского районного суда Москвы от 10 октября 2017 года, постановление N04-1647/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы Иванцова Э.В. от 15 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Измайлово",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N04-1647/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы Иванцова Э.В. от 15 августа 2017 года Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Измайлово" (далее ГБУ "Жилищник района Измайлово") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 10 октября 2017 г. постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи Измайловского районного суда Москвы, защитник ГБУ "Жилищник района Измайлово" Платонов В.А, действующий по доверенности, обратился с жалобой в Московский городской суд, в которой просит решение судьи районного суда, постановление должностного лица отменить как незаконные.
В судебное заседание в Московском городском суде законный представитель ГБУ "Жилищник района Измайлово", защитник не явились, извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель Мосжилинспекции Устинов С.Л. против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Мосжилинспекции, прихожу к следующим выводам.
Статья 7.22 КоАП РФ, предусматривает ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Как следует из материалов дела 02 августа 2017 г. главным специалистом Мосжилинспекнии Кошкиной Т.А. в соответствии с п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП. в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Государственной жилищной Инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.01.2015 N 29-ПП, в рамках систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения лицензионных требований при осуществлении лицензиатом своей деятельности, осуществлен осмотр технического состояния многоквартирных жилых домов по адресам: г. Москва, ул. 2-я Парковая, д. 18, ул. 11-я Парковая, д.41, к.1.
ГБУ "Жилищник района Измайлово" осуществляет функции по управлению указанными многоквартирными домами на основании лицензии от 02.04.2015 N 077000113 и договоров управления многоквартирными домами от 12.01.2009 г. (ул. 2-я Парковая, д. 18) и от 12.01.2009 г. (ул. 11-я Парковая, Д.41, к.1).
В ходе осмотра установлено, что ГБУ "Жилищник района Измайлово" в связи с несоблюдением требований п.4.6.1.1, п.3.3.4, п.5.5.6. п.2.6.7, п.3.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N170), п.7. п. 15, п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. N290) при содержании общего имущества указанных многоквартирных домов допущены следующие нарушения: - по адресу Парковая 2-я ул, д. 18: Неисправность теплоизоляции трубопровода ЦО в чердачном помещении в зоне секции 1, Не утеплена канализационная вытяжка в чердачном помещении в зоне секции 7, Неисправность кровельного покрытия в зоне секции 2, Захламленность чердачного помещения в зоне секции 3; - по адресу ул. 11-я Парковая, д.41, к.1: Неисправность кровельного покрытия в зоне секции 2, Не утеплена канализационная вытяжка в чердачном помещении в зоне секции 2, Не герметичность горизонтальных венткоробов в чердачном помещении в зоне секции 1 Указанные нарушения подтверждаются актами осмотра от 02.08.2017 N РЛ-О-В-13120. N РЛ-О-В-13121, и фотоматериалами на 2-х листах.
По факту выявленных нарушений главным специалистом Мосжилинспекции составлен протокол 10 августа 2017 г. об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ.
Заместитель начальника инспекции, рассмотрев представленные материалы административного дела, вынес постановление 15 августа 2017 г. о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
Оставляя постановление без изменения, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности привлечения Учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
Согласно положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
В соответствии с требованиями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.
Однако в ходе производства по настоящему делу указанные требования закона не выполнены.
С выводами о квалификации действий юридического лица согласиться нельзя ввиду следующих обстоятельств.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51).
Данное положение введено Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и вступило в силу с 01.09.2014 года.
В Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), предусматривается в статье 192, что предпринимательская деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1.3 указанной статьи Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса случая.
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
ГБУ "Жилищник района Измайлово" осуществляет функции по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 02.04.2015 N 077000113 и договоров управления многоквартирными домами: от 12.01.2009 г. (ул. 2-я Парковая, д. 18), от 12.01.2009 г. (ул. 11-я Парковая, Д.41, к.1).
Согласно пункту 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, с момента получения предприятием лицензии в отношении него должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.
Таким образом, лицензионными требованиями, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N170).
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Следовательно, учреждение, допустившее нарушение Правил N 170 в рамках деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, действия (бездействие) предприятия неправомерно квалифицированы инспекцией по статье 7.22 КоАП РФ.
Полномочием на составление протокола по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в силу п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор; а дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают судьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренные ст. 7.22 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, имеют различный родовой объект посягательства - общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Изложенное, исключает возможность переквалификации инкриминируемого ГБУ "Жилищник района Измайлово" деяния со ст. 7.22 КоАП РФ на ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 15 августа 2017 года и решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 10 октября 2017 подлежат отмене с прекращением производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу защитника ГБУ "Жилищник района Измайлово" удовлетворить, решение судьи Измайловского районного суда Москвы от 10 октября 2017 года и постановление N04-1647/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы Иванцова Э.В. от 15 августа 2017 года, вынесенные в отношении ГБУ "Жилищник района Измайлово" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.