Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "СервисТрейд" Макарова В.В. на постановление главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 27 июля 2017 г. и решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 05 октября 2017 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "СервисТрейд",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 27 июля 2017 г. ООО "СервисТрейд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 05 октября 2017 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "СервисТрейд" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "СервисТрейд" Макаров В.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного решения и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что в основу вывода о виновности общества был положен акт проверки, который не соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как не содержит подписей всех должностных лиц, проводивших проверку; событие административного правонарушения отсутствует, поскольку в результате проверки были обнаружены неповрежденные ртутьсодержащие лампы, хранение которых в специальной таре, отвечающей требованиям п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, не обязательно; назначенное обществу наказание является чрезмерно суровым, поскольку обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.
В судебное заседание Московского городского суда явился защитник ООО "СервисТрейд" Макаров В.В, который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Управления Роспортебнадзора по г. Москве Ванькова Н.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав объяснения Макарова В.В. и Ваньковой Н.А, изучив материалы дела, нахожу постановление должностного лица и судебное решение законными и обоснованными.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ о тходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 39 Закона N 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Пунктом 14 названных Правил предусмотрено, что хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Согласно п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 " Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
В соответствии с п. 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-03 п редельное количество накопления отходов на промышленных территориях не нормируется:
- для твердых отходов, концентрированных жидких и пастообразных отходов I класса опасности, упакованных в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;
- для твердых сыпучих и комковатых отходов II и III класса, хранящихся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.
В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро- и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений.
Как усматривается из материалов дела, 02 июня 2017 г. в 15 часов 30 минут должностными лицами Управления Роспортебнадзора по г. Москве в отношении ООО "СервисТрейд", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Менжинского, д. 38, корп. 2, стр. 2, проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по результатам которой выявлены нарушения требований ст. 22 Закона N 52-ФЗ, п.п. 5, 14 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 и п.п. 3.6, 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-03, выразившиеся в накоплении отработанных ртутьсодержащих лам в подсобном помещении вместе с другими видами отходов, в негерметичном контейнере (отсутствует чехол для герметизации контейнера), что не обеспечивает сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп и создает угрозу их случайного повреждения и загрязнения окружающей среды.
14 июля 2017 г. по факту выявленного нарушения главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО в отношении ООО "СервисТрейд" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, на основании которого постановлением главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 27 июля 2017 г. ООО "СервисТрейд" привлечено к административной ответственности.
Факт совершения ООО "СервисТрейд" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и его виновность, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении плановой выездной проверки и уведомлением о ее проведении, актом проверки, фотоматериалом и другими материалами дела.
Таким образом, действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела. Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "СервисТрейд" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, явл яется правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В жалобе заявитель ссылается на отсутствие оснований для привлечения ООО "СервисТрейд" к административной ответственности, указывая на то, что в ходе проверки были обнаружены неповрежденные ртутьсодержащие лампы, хранение которых в специальной таре, не обязательно. Приведенный довод основан на неверном толковании положений п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, в силу которых в специальных герметичных емкостях должны храниться все отработанные ртутьсодержащие лампы, а не только поврежденные.
Довод жалобы о том, что акт проверки не соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как подписан не всеми должностными лицами, проводившими проверку, также несостоятелен, поскольку указанный закон не содержит требования об обязательном подписания акта проверки всеми должностными лицами, уполномоченными на ее проведение.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых актов в части назначенного наказания.
Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ( часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ( часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО "СервисТрейд".
С учетом изложенного и принимая во внимание характер и степень социальной опасности административного правонарушения, вменяемого ООО "СервисТрейд", отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие ущерба, судья Московского городского суда приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае размер наложенного на общество штрафа в размере 150 000 руб. представляет собой несоразмерное ограничение гарантированной Конституцией РФ свободы экономической деятельности и носит неоправданно карательный характер, не отвечающий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считаю возможным снизить размер административного штрафа, наложенного на ООО "СервсиТрейд" до 100 000 рублей.
По мнению суда, снижение размера административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи, подлежащей применению, будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, поскольку факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию, обеспечивая тем самым соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
Данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу защитника ООО "СервисТрейд" Макарова В.В. удовлетворить частично.
Постановление главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 27 июля 2017 г. и решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 05 октября 2017 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "СервисТрейд" изменить, снизив размер наложенного на ООО "СервисТрейд" административного штрафа до 100 000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобу защитника ООО "СервисТрейд" Макарова В.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.