Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Поповой Е.А. в защиту ОАО "РЖД" на постановление заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований ОАТИ г. Москвы от 27 сентября 2017 г. и решение судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2017 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы, в отношении ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований ОАТИ г. Москвы от 27 сентября 2017 г. ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2017 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, заявитель ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного решения и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что проверка, по результатам которой ОАО "РЖД" было привлечено к административной ответственности, проведена с нарушениями требований постановления Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 581-ПП "О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов в городе Москве", поскольку постановление должностного лица не содержит сведений о том, какой именно вид проверки был проведен и о ее проведении общество не было уведомлено; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно ОАО "РЖД" допустило навал строительного мусора, а навал мусора, зафиксированный на фотографиях, представленных ОАТИ г. Москвы в материалы дела, находится за границами территории общества и является результатом незаконной деятельности третьих лиц.
В судебное заседание Московского городского суда явилась защитник ОАО "РЖД" Котова Е.В, которая поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ОАТИ г. Москвы Пенина М.О. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Котовой Е.В, проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу решения законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы административным правонарушением признается нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса
Пунктом 4.3 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. N 1018, установлено, что уборка городских территорий проводится дважды в день: до 8 часов и до 18 часов. На магистралях и улицах с интенсивным движением транспорта уборочные работы проводятся в ночное время с 23 часов до 6 часов.
Согласно п. 4.5.18 указанных Правил ответственность за уборку и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним - на предприятия, организации, учреждения и хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.
Как усматривается из материалов дела, 18 сентября 2017 г. в 11 часов 25 минут по адресу: г. Москва, *, в ходе обследования состояния внешнего благоустройства территории СВАО г. Москвы, проведенной должностными лицами ОАТИ г. Москвы, выявлено нарушение ОАО "РЖД" требований п.п. 4.3, 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. N 1018, выразившееся в навале мусора в полосе отвода ОАО "РЖД" у платформы *.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО "РЖД" подтверждаются совокупностью следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении, поручением об осуществлении контроля за состоянием объектов благоустройства, рапортом должностного лица ОАТИ, актом обследования, фотоматериалом, сведениями из публичной кадастровой карты о границах земельного участка, относящемся к месту совершения административного правонарушения, и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.16 КоАП Москвы.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
Таким образом, совершенное ОАО "РЖД" деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что проверка, по результатам которой ОАО "РЖД" было привлечено к административной ответственности, проведена с нарушениями требований постановления Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 581-ПП "О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов в городе Москве", поскольку постановление должностного лица не содержит сведений о том, какой именно вид проверки был проведен и о ее проведении общество не было уведомлено, не обоснованы.
В данном случае заявитель не учел, что с 06 июля 2016 г. постановление Правительства Москвы N 581-ПП утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 06 июля 2016 г. N 387-ПП, утвердившего Порядок осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве и Порядок организации и осуществления государственного контроля в области благоустройства в городе Москве, нормами которых руководствовались должностные лица ОАТИ г. Москвы при осуществлении мероприятий по государственному контролю за объектами благоустройства, в рамках которых было выявлено вменяемое обществу правонарушение.
Согласно положениям постановления Правительства Москвы от 06 июля 2016 г. N 387-ПП ОАТИ г. Москвы осуществляет контрольно-надзорную деятельность в области благоустройства в г. Москве посредством:
- систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве,
- государственного контроля в области благоустройства в городе Москве, которые различаются по признаку наличия или отсутствия взаимодействия должностных лиц объединения с собственниками, иными правообладателями объектов (элементов объектов) благоустройства, лицами, ответственными за содержание объектов (элементов объектов) благоустройства.
Согласно п. 1.2 Порядка осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве мониторинг осуществляется ОАТИ без взаимодействия с правообладателями объектов благоустройства и иными лицами, ответственными за содержание таких объектов, в двух формах: в форме обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с использованием государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ГИС ЕЦХД); в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом.
В соответствии с п. 6 Порядка организации и осуществления государственного контроля в области благоустройства в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 06 июля 2016 г. N 387-ПП, ОАТИ осуществляет государственный контроль в области благоустройства посредством организации и проведения: плановых проверок; внеплановых проверок; мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, в рамках которых ОАТИ взаимодействует с подконтрольными лицами.
При этом плановые и внеплановые проверки, мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) (п. 8 Порядка организации и осуществления государственного контроля в области благоустройства в городе Москве).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве при проведении мониторинга уполномоченные должностные лица ОАТИ г. Москвы устанавливают текущее состояние объектов (элементов объектов) благоустройства, их соответствие обязательным требованиям. В ходе мониторинга выявления и фиксируются факты нарушений обязательных требований.
Уполномоченными должностными лицами ОАТИ г. Москвы, осуществившими мониторинг, составляется рапорт о проведенном визуальном обследовании объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с указанием в нем выявленных нарушений обязательных требований. Нарушение обязательных требований фиксируется средствами фото и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами, иными устройствами с установленными на них специализированным программно-аппаратным комплексом, указанными в утвержденном ОАТИ г. Москвы перечне средств фото и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, используемых уполномоченными должностными лицами ОАТИ г. Москвы при осуществлении мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию ( п. 2.3.3 Порядка); при обнаружении по результатам мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в области благоустройства, предусмотренного КоАП Москвы, уполномоченное должностное лицо ОАТИ г. Москвы уведомляет собственника (правообладателя) объекта (элемента объекта) благоустройства, допустившего нарушение обязательных требований, о выявлении административного правонарушения и вызывает его для дачи объяснений и выдачи предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований с указанием срока выполнения такого предписания ( п. 3.2 Порядка).
Из материалов дела следует, что вменяемое обществу правонарушение было выявлено должностными лицами ОАТИ г. Москвы в ходе систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве в форме визуального обследования объекта благоустройства с выходом на территорию, проведенного на основании поручения заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований (л.д. 31), то есть при осуществлении мероприятия по государственному контролю, не требующего взаимодействия с правообладателем соответствующего объекта или иным лицом, ответственным за его содержание.
Таким образом, проверка общества, являющаяся самостоятельным видом мероприятий по государственному контролю, осуществляемому в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, в данном случае не проводилась.
В связи с этим довод жалобы о том, что о проведении проверки общество не было уведомлено, подлежит отклонению как несостоятельный.
Равным образом нельзя признать состоятельным довод жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств того, что именно ОАО "РЖД" допустило навал строительного мусора. Как указывает заявитель в жалобе, навал мусора, зафиксированный на фотографиях, представленных ОАТИ г. Москвы в материалы дела, находится за границами территории общества и является результатом незаконной деятельности третьих лиц. Приведенный довод опровергается совокупностью вышеприведенных доказательств, в том числе сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте (л.д. 36-38), согласно которым место совершения вменяемого обществу правонарушения находится в границах полосы отвода Октябрьской железной дороги, которая по информации с официального сайта Октябрьской железной дороги http://ozd.rzd.ru, размещенной в сети "Интернет" в открытом доступе, является филиалом ОАО "РЖД", ответственным за ее содержание.
Вопреки доводам жалобы, представленные административным органом в материалы дела фотографии (л.д. 33-34) являются приложением к рапорту и акту обследования, составленным должностными лицами ОАТИ г. Москвы, в которых зафиксированы обстоятельства выявленного ОАО "РЖД" нарушения, и иллюстрируют описанное в названных документах событие. Сведения, зафиксированные на указанных фотографиях, имеют значение для производства по настоящему делу, в связи с чем данные фотографии обоснованно признаны судьей районного суда допустимыми доказательствами, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено обществу в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований ОАТИ г. Москвы от 27 сентября 2017 г. и решение судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2017 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "РЖД" Поповой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.