Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Киселева Д.В., действующего по доверенности в интересах Цариковского Ф.И. на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 12 сентября 2017 года, которым
должностное лицо - директор Федерального бюджетного учреждения "Информационно-технический центр ФАС России" Цариковский Федор Игоревич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
25 мая 2017 года главным инспектором Счетной палаты Российской Федерации Носовой Е.В. составлен протокол NПА-116/14-04 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Федерального бюджетного учреждения "Информационно-технический центр ФАС России" Цариковского Федора Игоревича.
Дело передано на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
В поданной на постановление судьи жалобе, защитник Киселев Д.В. просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Цариковский Ф.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, направил в суд своего защитника Киселева Д.В, который доводы жалобы поддержал в полном объеме.
На основании ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие Цариковского Ф.И.
Представитель Счетной палаты РФ Коровин А.Ю. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Киселева Д.В, представителя Счетной палаты Коровина А.Ю, главного инспектора Счетной палаты РФ Носову Е.В, прихожу к следующему.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением).
Под бюджетным нарушением согласно п. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ признается действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главой 30 Бюджетного кодекса РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств в силу ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании. При предоставлении указанных субсидий осуществление органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателям субсидии условий, целей и порядка их предоставления является обязательным и неотъемлемым условием.
Как следует из материалов дела, Счетной палатой РФ на основании распоряжения Председателя Счетной палаты РФ от 17 февраля 2017 года N 47-ркм, удостоверения на право проведения проверки от 20.02.2017 г. N14-67/14-04УП в марте 2017 г. проводилось контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 г." и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 г." в Федеральном бюджетном учреждении "Информационно-технический центр ФАС России" (далее ФБУ "ИТЦ ФАС России"), расположенном по адресу: Москва, Старосадский переулок, д. 8, стр. 1.
В ходе контрольного мероприятия выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что заключен контракт от 6 июня 2016 года N АЛ0606-04-1 между ФБУ "ИТЦ ФАС России" в лице директора Цариковского Ф.И, действовавшего на основании Устава ФБУ "ИТЦ ФАС России", и САО "ВСК" по результатам осуществления закупки путем проведения открытого конкурса (протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24 мая 2016 г. N 29 (извещение N 0373100131016000019 от 29 апреля 2016 года).
Предметом контракта являлось оказание услуги по страхованию транспортных средств КАСКО в количестве 14 автомобилей, принадлежащих ФБУ "ИТЦ ФАС России" на праве оперативного управления.
Срок действия контракта установлен с 6 июня 2016 года по 31 октября 2017 г. Цена контракта составила 1 027,9 тысяч рублей. Пунктом 3.4. контракта предусмотрена оплата в течение 30 (тридцати) банковских дней с даты получения счета на оплату. Пунктом 3.6 контракта предусмотрено финансирование за счет средств субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение исполнения государственного задания.
Служебными записками от 01 августа 2016 года N 04-05/348 и от 06 октября 2016 года N 04-05/473 директору ФБУ "ИТЦ ФАС России" Цариковскому Ф.И. направлены на согласование счета от 15 июля 2016 года N 016-000-0089793, от 05 октября 2016 года N 016-000-0155408 на оплату услуг по страхованию транспортных средств КАСКО. По резолюциям директора ФБУ "ИТЦ ФАС России" Цариковского Ф.И. от 04 августа 2016 года и 17 октября 2016 года документы переданы в оплату. Платежные поручения от 08 августа 2016 года N 265392 и от 24 октября 2016 года N 17657 подтверждают оплату ФБУ "ИТЦ ФАС России" 8 полисов на общую сумму 870 764,8 рублей за счет средств субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
На основании Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" между ФАС России и ФБУ "ИТЦ ФАС России" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 25 мая 2016 г. N 161-03-002 (далее Соглашение).
Согласно пункту 1 Соглашения субсидия из федерального бюджета предоставляется на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ). Размер субсидии определяется ФАС России с учетом расчета объема затрат на выполнение государственного задания.
Пунктом 2.3.1 Соглашения установлено, что Учреждение обязано осуществлять использование субсидии в целях выполнения работ в соответствии с требованиями к объему (содержанию), порядку выполнения работ, определенными в государственном задании. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных Соглашением, Учреждение несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно разделу 4 Государственного задания от 30 марта 2016 года N 161-00002-16-01 ПР, утвержденного заместителем руководителя ФАС России Доценко А.В, ФБУ "ИТЦ ФАС России" выполняет работу "Организация и осуществление транспортного обслуживания должностных лиц в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления". Из описания работы следует, что осуществляется автотранспортное обслуживание ФАС России. Требования по осуществлению страхования транспортных средств КАСКО в Государственном задании и в Соглашении не установлены. Также Регламентом взаимодействия транспортного отдела ФБУ "ИТЦ ФАС России" с должностными лицами ФАС России по обеспечению автотранспортного обслуживания, утвержденного директором ФБУ "ИТЦ ФАС России" Цариковским Ф.И. и согласованного начальником Управления делами ФАС России Беловым С.Н. 02 ноября 2015 г, страхование транспортных средств КАСКО не предусмотрено.
Согласно должностной инструкции директора ФБУ "ИТЦ ФАС России", утвержденной руководителем ФАС России Артемьевым И.Ю. 03 августа 2015 года, директор совершает сделки от имени ФБУ "ИТЦ ФАС России" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. Директор ФБУ "ИТЦ ФАС России" Цариковский Ф.И. назначен на должность приказом ФАС России от 17 августа 2015 г. N 1417/1-к.
Таким образом, должностным лицом - директором ФБУ "ИТЦ ФАС России" Цариковским Ф.И. осуществлено нецелевое расходование средств федерального бюджета (субсидии), выразившееся в оплате услуг по страхованию транспортных средств КАСКО, расходы которых не были предусмотрены Соглашением от 25 мая 2016 г. N 161-03-002 и Государственным заданием от 30 марта 2016 года N 161-00002-16-01 ПР.
Указанные действия Цариковского Ф.И, как должностного лица квалифицированы по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событие административного правонарушения и вина Цариковского Ф.И в его совершении подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении ПА-116/14-04 от 25 мая 2017 года, в котором изложено существо нарушения; копией контракта N АЛ 0606-04-1 на оказание услуг по страхованию транспортных средств КАСКО от 06 июня 2016 года и приложений к нему (л.д. 11-31); платежными поручениями от 08.08.2016 N 265392 и от 24.10.2016 N 17657 л.д. 32-33) копией Соглашения N 161-03-002 от 25 мая 2016 г. о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и дополнительным соглашением к нему (л.д. 34-41); копией государственного задания N 161-00002-16-05.1 на 2016 год (л.д. 42-73); копией карточки счета 206.26 за 2016 год (л.д. 74); регламентом взаимодействия транспортного отдела ФБУ "ИТЦ ФАС России" с должностными лицами ФАС России по обеспечению транспортного обслуживания (л.д. 75-90); копией приказа N 1417/1-к от 17.08.2015 о назначении Цариковского Ф.И. на должность директора ФБУ "ИТЦ ФАС России" (л.д. 91); копией должностной инструкции Директора ФБУ "ИТЦ ФАС России" (л.д. 92-95); копиями служебных записок от 01 августа 2016 года N 04-05/348 и от 06 октября 2016 годаN 04-05/473 (л.д. 97, 99); копиями скриншотов (л.д. 96, 98) и другими материалами дела.
При рассмотрении жалобы опрошенная в качестве свидетеля гл. инспектор Счетной палаты РФ Носова Е.В, показала, что 25 мая 2017 г. ею в отношении директора ФБУ "ИТЦ ФАС России" Цариковского Ф.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, основанием для составления протокола явились результаты проверочных мероприятий проведенных в марте 2017 г. Счетной палатой РФ, в соответствии с планом работы, распоряжением Председателя Счетной палаты РФ от 17 февраля 2017 года N 47-ркм о проверке исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 г." и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 г. в ФБУ "ИТЦ ФАС России". В ходе контрольных мероприятий выявлено нецелевое расходование бюджетных средств. Директором заключен договор страхования транспортных средств "КАСКО", но ни соглашение о предоставлении субсидии, ни Государственное задание не предусматривают возможность расходования бюджетных средств на страхование по КАСКО. В рамках исполнения задания возможно страхование по ОСАГО, которое является обязательным видом страхования, КАСКО является дополнительным, добровольным видом страхования. Эти расходы также не предусмотрены и Регламентом взаимодействия от 02.11.2015 г. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Цариковского Ф.И, копия протокола ему была вручена.
Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ судьей районного суда были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее нарушение требований бюджетного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вывод судьи о том, что Цариковский Ф.И, являясь должностным лицом, директором ФБУ "Информационно-технический центр ФАС России" допустил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этим выводом оснований не имеется.
Действия Цариковского Ф.И правильно квалифицированы по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе защиты указывается о том, что д окументом, определяющим направление расходования средств бюджетного учреждения, в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 N 81н. Положением пункта 12 вышеуказанного приказа не установлено, что плановые показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованных при расчете субсидии на государственное задание. Вместе с тем, такое определение расходов не должно повлиять на объем и качество оказываемых услуг, установленных в государственном задании. Таким образом, Директор Учреждения вправе принимать решение о направлении средств субсидии на выплаты, предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности, а также на выплаты, связанные с содержанием и использованием государственного имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления. ФБУ "ИТЦ ФАС России" письмом от 01 октября 2015 года N 01-13/631 направило в ФАС России, как главному распорядителю бюджетных средств, расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания на 2016 год. Согласно указанному расчету, Учреждением в состав затрат по классификации операций сектора государственного управления - 226 (далее - КОСГУ 226) "Прочие работы, услуги" включены расходы на страхование автомобилей КАСКО. В соответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации" услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья, следует относить на подстатью КОСГУ - 226 "Прочие работы, услуги". Исходя из этого КАСКО, как один из видов страхования имущества, полностью соответствует положениям данного приказа.
Данные доводы не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене постановления, поскольку порядок, условия и цели расходования бюджетных средств определяется Со глашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 25 мая 2016 г. N 161-03-002. Данным соглашением предусмотрены только обязательные расходы, к которым относится обязательное страхование, страхование транспортных средств КАСКО является добровольным и соглашением не предусмотрено.
Доводы направлены на иное толкование норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления судьи Басманного районного суда г. Москвы от 12 сентября 2017 года, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Рассмотрение судьей дела в отсутствие Цариковского Ф.И. не повлекло нарушения его прав, поскольку судом были приняты надлежащие меры о его извещении, в его адрес по месту жительства было направлено уведомление, телеграмма о времени и месте рассмотрения дела, от получения уведомления уклонился.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт о привлечении Цариковского Ф.И. к административной ответственности сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Административное наказание назначено Цариковскому Ф.И. с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечении к административной ответственности, а также п ринцип презумпции невиновности, не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 12 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Федерального бюджетного учреждения "Информационно-технический центр ФАС России" Цариковского Федора Игоревича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.