Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Габитовой А.М, Милютине В.Н.
при секретаре Байчуриной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ на решение Стерлитамакского городского суда РБ от 17 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баянов М.Г. обратился в суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 8 ГУФСИН России по Республике Башкортостан от дата в части не сохранения за ним (Баяновым М.Г.) права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющего обеспеченность жилой площадью ниже установленного уровня, о возложении обязанности на ответчика- ФКУ ИК - 8 ГУФСИН России по РБ включить Баянова М.Г. в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" по ФКУ "ИК -8 ГУФСИН России по Республике Башкортостан.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от дата с учетом Определения Стерлитамакского городского суда РБ от дата об устранении описки в указанном решении, постановлено:
исковое заявление Баянова М.Г. к ФКУ ИК N 8 УФСИН России по РБ о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, включении в список граждан - участников нуждающихся в улучшении жилищных условий - удовлетворить.
Отменить решение жилищно-бытовой комиссии Учреждения ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ от дата о не сохранении за ФИО1 права состоять на учете в улучшении жилищных условий, как имеющего обеспеченность жилой площадью установленного уровня в связи с отсутствием первичных документов на время постановки его в очередь.
Обязать жилищно-бытовую комиссию Учреждения ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ признать ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановить его в очереди на получение или улучшение жилищных условий.
Не соглашаясь с решением суда ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное, указывая, что только лишь военнослужащие и приравненные к ним лица обладают правом включения в очередь на получение служебного жилья. Баянов М.Г. таковым не является, поскольку уволен с военной службы и с 1997 года исключен из списка личного состава военнослужащих ФГУ "ИК- ГУФСИН России по РБ".
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя УФСИН России по РБ Глушкову Г.Ф, представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ Закирову О.З, поддержавших доводы жалобы, а также выслушав Баянова М.Г, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Исходя из требований ст.195 ГПК РФ решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Судебная коллегия находит, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Установлено, что ФИО1 с дата по дата проходил службу в органах внутренних дел (приказ об увольнении N... от дата). Продолжительность службы в органах внутренних дел составил...
Согласно сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (уведомление от дата), в ЕГРН сведения в отношении Баянова М.Г. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в период с дата по дата на территории Республики Башкортостан отсутствуют.
Согласно справке об объектах недвижимости для физического лица N... от дата, выданной Стерлитамакским филиалом ГУП БТИ РБ, Баянов М.Г. собственником объектов недвижимости в адрес не установлен.
Из справки, выданной ООО "Единый расчетный центр" Отделение N... "Железнодорожное" следует, что ФИО1 с дата зарегистрирован по адресу: адрес.
Из акта о проживании от дата, подписанной соседями и заверенной печатью ООО "Единый расчетный центр" Отделение N... "Железнодорожное" следует, что Баянов М.Г. зарегистрирован по адресу: РБ, адрес дата.
Согласно представленного ответчиком Единого списка граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по СВК-2 по состоянию на дата, утвержденного совместным заседанием администрации и профкома СВК-2 МВД РБ от дата, под номером 3 указан ФИО1, пенсионер ДПНК с 1978-1997 гг. с членами его семьи ФИО11, сыном ФИО6, как состоящих в очереди на улучшение жилищных условий с дата года. Дочь ФИО7 включена в этот список с дата г.р. В качестве адреса проживания указан адресу: адрес, площадью... кв.м, дата подачи заявления дата, решение профкома -приказ N... от дата.
Согласно выписке из протокола N... заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ от дата по вопросу рассмотрения заявления Баянова М.Г. на предмет сохранения за ним права состоять на учете нуждающихся в улучшении условий (л.д.14), было принято решение не сохранять за Баяновым М.Г. право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющего обеспеченность жилой площадью ниже установленного уровня, в связи с отсутствием первичных документов на время постановки его в очередь.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Баяновым М.Г. требования, и возлагая на ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ обязанность признать Баянова М.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановить его в очереди на получение или улучшение жилищных условий, не учел, что согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Баяновым М.Г. заявлялись не приведенные в предыдущем абзаце требования, а заявлялось требование о возложении обязанности на ответчика- ФКУ ИК - 8 ГУФСИН России по РБ включить Баянова М.Г. в Сводный список граждан - участников подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" по ФКУ "ИК -8 ГУФСИН России по РБ.
Судом указанные последним требования по существу не рассмотрены с применением норм закона, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно подпункта "а" пункта 5 Правил порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.2011 N 561, от 23.09.2015 N 1013, то есть, в редакции, действовавшей на дата, когда Баянову М.Г. отказано во включении его в список лиц, имеющих право состоять на учете на получение жилищных сертификатов по указанной подпрограмме) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, уволенные со службы из органов уголовно-исполнительной системы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Установлено и не оспаривается, что Баянов М.Г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы (ФКУ "ИК -8 ГУФСИН России по РБ) продолжительность его службы в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Однако Баянов М.Г. дата года рождения уволен со службы в указанном учреждении приказом N... от дата, когда ему исполнилось... года, и соответственно он не достиг предельного возраста пребывания на службе.
Баянов М.Г. уволен со службы приказом N... от дата на основании его заявления об увольнении по собственному желанию (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Баянов М.Г. не ссылается и суду не представлено данных о его увольнении со службы по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями (по сокращению штатов).
В силу изложенного Баянов М.Г. не относится к кругу лиц, обладающих правом на предоставление ему жилищного сертификата по указанной государственной подпрограмме.
Требования Баянова М.Г. о восстановлении его в списке лиц, обладающих правом на предоставление ему жилищного сертификата по указанной государственной подпрограмме, являются вытекающими из требований о признании неправомерным снятие его с учета в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий на получение им жилищного сертификата.
В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных Баяновым М.Г. требований у суда первой инстанции не имелось в полном объеме.
Кроме того, относительно требований Баянова М.Г. о неправомерности снятии его с учета в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий судом не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что основанием для снятия Баянова М.Г. с указанного учета явилось не предоставление им необходимых документов для постановки на учет, как на дату постановки его на учет, так и на дату от дата принятия решения о снятии его с указанного учета.
При этом судом не принято во внимание, что с учетом характера разрешаемого вопроса, с учетом указанной причины снятия его с учета, именно на заявителе Баянове М.Г. лежало обязанность по предоставлению документов, подтверждающих правомерность постановки его на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий и лежало обязанность по предоставлению документов, подтверждающих наличие оснований для сохранения состоять на учете.
Как указывалось выше, Баянов М.Г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий в 1980 году, во время прохождения им службы.
Баянов М.Г. не ссылался и не предоставил суду данных, свидетельствующих о том, что указанные документы им были представлены.
Судебная коллегия полагает, что бремя предоставления указанных документов лежит на заявителе Баянове М.Г. также исходя и из следующего.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с Приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
Согласно подпункта "а" пункта 5 Правил граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил для участия в подпрограмме подают, в том числе, следующие документы: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Кроме того, согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно пунктов /P>
Судом не принято во внимание, что в силу приведенных положений норм закона, регулирующих спорные правоотношения, Баянов М.Г. должен был предоставить сведения об обеспеченности жилыми помещениями как на себя, так и на всех его членов семьи на дату снятия его с учета дата.
Баянов М.Г. в иске не ссылается и суду не представлены данные, свидетельствующие о том, что он с членами семьи относятся к кругу лиц, сохраняющих право состоять на учете на улучшение жилищных условий, что он предоставил в уполномоченный на то орган вышеперечисленные документы.
Как указывает в суде апелляционной инстанции сам Баянов М.Г, он в жилищную комиссию учреждения - ответчика в указываемую им в иске дату дата предоставил только лишь заявление.
Кроме того, к примеру Баяновым М.Г. не предоставлены сведения- в каком жилом помещении он и члены его семьи проживали на дату снятия его с учета в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий, не предоставлены сведения о наличии на праве собственности и на иных правах жилых помещений у членов его семьи.
По пояснению Баянова М.Г. в суде апелляционной инстанции на дата он с членами семьи проживали в частном доме адрес, который обменяли на квартиру, в котором он с членами семьи проживают с дата года.
Из вышеизложенного следует, что Баяновым М.Г, ни жилищной комиссии ответчика, ни суду первой инстанции, а также и суду апелляционной инстанции не представлены юридически значимые документы, позволяющее оценить обеспеченность Баянова М.Г. и членов его семьи ниже установленной нормы жилой площади на юридически значимый для правильного разрешения спора дату- дата.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Баяновым М.Г. не предоставлено доказательств обоснование заявленных им требований.
В связи с чем, у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 8 ГУФСИН России по РБ от дата в части не сохранения за Баяновым М.Г. права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющего обеспеченность жилой площадью ниже установленного уровня.
При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 330 ГПК РФ исследуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Баянова М.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда РБ от 17 июля 2017 года отменить. Вынести новое решение. Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 8 УФСИН России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 8 ГУФСИН России по Республике Башкортостан от дата в части не сохранения за ним (Баяновым М.Г.) права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющего обеспеченность жилой площадью ниже установленного уровня, о возложении обязанности на ответчика- ФКУ ИК - 8 ГУФСИН России по Республике Башкортостан включить Баянова М.Г. в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" по ФКУ "ИК -8 ГУФСИН России по Республике Башкортостан.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: А.М. Габитова
В.Н. Милютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.