Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.
судей Разуваевой А.Л, Кошелевой А.П.
при секретаре Апариной М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 05 декабря 2017 г. административное дело по апелляционной жалобе Васькина А.В. на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 11 сентября 2017 г, которым удовлетворены требования административного иска Владивостокской таможни о взыскании таможенных платежей, пени.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Владивостокская таможня обратилась в суд с требованиями о взыскании с Васькина А.В. задолженности по уплате таможенных платежей и пени в размере 111 230руб.79коп. по состоянию на 13.05.2013.
В обоснование требований административного иска указано, что Васькин А.В. не выполнил надлежащим образом обязанность по уплате таможенных платежей, возникшую у него на основании акта N 10702000/210313/0000527 от 21.03.2013 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в размере 90 107руб.37коп, в связи с ввозом 23.12.2010 на таможенную территорию ТС автомобиля Тойота Королла Спасио.
25.03.2013 в адрес Васькина А.В. направлено требование об уплате таможенных платежей N 1731.
По состоянию на 13.05.2013 требование исполнено не было, в связи с чем начислена пеня за неуплату данных платежей в размере 21123 руб. 42 коп.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Васькин А.В.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Барабинского районного суда Новосибирской области от 11 сентября 2017 г. и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы, со ссылкой на статью 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано, что Васькин А.В. надлежащим образом не был уведомлен таможенным органом о наличии задолженности по уплате таможенных платежей, что лишило его права на защиту своих прав и законных интересов.
Васькин А.В. не совершал противоправных действий, направленных на занижение размера таможенных платежей. По утверждению апеллянта, указанные действия произведены неизвестными ему лицами, которые воспользовались его паспортными данными, о чем Васькиным А.В. подано соответствующее заявление в ОП N4 УМВД России по г. Владивостоку.
Кроме того, размер подлежащих взысканию с Васькина А.В. таможенных платежей, указан административным истцом без учета ранее взысканных с Васькина А.В. платежей в размере 12085 рублей.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 утвержден Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, а также порядок определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства.
Согласно статье 8 Порядка декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.
Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
Декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
При таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан:
1) представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа;
3) уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных Кодексом и (или) настоящим Соглашением;
4) выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.
В силу статьи 12 Порядка таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к настоящему Соглашению в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств - членов таможенного союза этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин, налогов.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов момент выпуска и объем двигателя авто-, мототранспортных средств определяется в порядке, установленном приложением 6 к настоящему Соглашению.
Согласно указанному приложению, в отношении автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 3, но не более 5 лет при рабочем объеме двигателя более 1000 куб.сантиметров, но не превышает 1500 куб. сантиметров, таможенная пошлина уплачивается в размере 1,7 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
В отношении автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 5 лет при рабочем объеме двигателя более 1000 куб.сантиметров, но не превышает 1500 куб. сантиметров, таможенная пошлина уплачивается в размере 3,2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 24.12.2010 Васькиным А.В. в г. Владивостоке заключен с ООО "Центр таможенных технологий и логистики" договор на оказание услуг таможенного брокера, предметом которого являлось совершение ООО "Центр таможенных технологий и логистики" по поручению и от имени Васькина А.В. таможенных операций, необходимых для выпуска товара: автомобиля "данные изъяты" с N кузова N, N двигателя N.
28.12.2010 действовавшим по поручению и от имени Васькина А.В. таможенным брокером - ООО "Центр таможенных технологий и логистики" совершены таможенные операции в отношении транспортного средства - автомобиля "данные изъяты" с N кузова N, N двигателя N в виде перемещения через таможенную границу таможенного союза, прибытия на таможенную территорию таможенного союза, а именно, на территорию Российской Федерации, помещение данного товара под таможенную процедуру путем подачи таможенному органу таможенной декларации и иных документов.
В представленных ООО "Центр таможенных технологий и логистики" 28.12.2010 в таможенный орган - Владивостокскую таможню документах, а именно, в таможенной декларации на автомобиль от 25.12.2010 был задекларирован к ввозу приобретенный Васькиным А. В. на основании коносамента автомобиль "данные изъяты" с N кузова/шасси - N, N двигателя N.
Также таможенным брокером - ООО "Центр таможенных технологий и логистики" в таможенный орган представлено экспертное заключение ООО "ПрофЭкспертиза" N 2015/4 от 25.12.2010, согласно которому датой выпуска указанного автомобиля является 2006 год, объем двигателя - 1496куб.см.
По результатам указанных таможенных операций решением таможенного поста Морского порта Владивосток Владивостокской таможни отношении указанного автомобиля "данные изъяты" были применены единые ставки таможенных пошлин, налогов, в размере 1,7 евро за 1 куб.см, Васькиным А.В. уплачены таможенные платежи(пошлина): в сумме 102121 руб. 69 коп. (1496 куб. см. Х 1,7 евро = 2 543,20 евро), а также Васькиным А.В. было уплачено 500руб. по коду платежа 1026. Таким образом, общая сумма оплаченных им платежей составила 102 621 руб. 69 коп.
Согласно статье 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля.
Согласно статье 98 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
В силу статьи 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Также судом установлено, что 08.02.2013 таможенным инспектором отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров была проведена проверка после выпуска указанного транспортного средства в отношении документов и сведений, представленных Васькиным А.В. при таможенном оформлении по таможенной декларации с уплатой таможенных платежей. По результатам проверки установлено, что сведения о моменте выпуска транспортного средства "данные изъяты", указанные в таможенной декларации от 25.12.2010, не соответствуют фактической дате изготовления данного автомобиля, а действительной датой изготовления данного автомобиля является 2004 год, о чем должностным лицом составлен акт.
По результатам рассмотрения в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста Морского порта Владивосток Владивостокской таможни о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов, в размере 1,7 евро за 1куб.см. в отношении указанного автомобиля, начальником Владивостокской таможни 03.03.2013 вынесено решение, которым отменено указанное решение таможенного поста Морского порта Владивосток Владивостокской таможни.
Согласно статье 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Согласно статье 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
За исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
При выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Решением таможенного поста Морского порта Владивосток Владивостокской таможни в отношении автомобиля TOYOTA COROLLA SPASIO применены единые ставки таможенных пошлин, налогов, в размере 3,2 евро за 1куб.см, как в отношении автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 5 лет при рабочем объеме двигателя более 1000 куб.сантиметров, но не превышает 1500 куб. сантиметров исходя из установленных ставок таможенных пошлин. Размер подлежащих уплате Васькиным А.В. таможенных пошлин составил 192229 руб. 06 коп.
Также данным решением таможенного органа Васькиным А.В. подлежало оплате 500 руб. по коду платежа 1010. Таким образом, общая сумма начисленных для оплаты Васькиным А.В. таможенных платежей составила 192729 руб. 06 коп.
22.03.2013 таможенным органом сформировано требование за N 1731, согласно которому Васькину А.В. предложено уплатить образовавшуюся сумму задолженности, в том числе по ЕСТП в размере 90107 руб. 37 коп. и пени за период с 30.12.2010 по 22.03.2013 в размере 19834 руб. 88 коп, то есть в общей сумме 109942 руб. 25 коп. в срок не позднее 20 дней со дня вручения(получения) данного требования.
Васькиным А.В. указанные суммы на момент обращения в суд уплачены не были, в связи с чем начислена пеня за неуплату указанных таможенных платежей за период с 23.03.2013 по 13.05.2013 в размере 1288 руб. 54 коп.
Разрешая настоящий административный спор, суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного иска и исходил из того, что решение о доначислении и взыскании с Васькина А.В. таможенных платежей принято таможенным органов в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями законодательства и с соблюдением установленной процедуры. Таможенным органом представлены достоверные, относимые и допустимые доказательства наличия у Васькина А.В. обязанности по уплате таможенных платежей в заявленном административным истцом размере. Доказательств подтверждающих исполнение Васькиным А.В. обязанности по уплате таможенных платежей в полном объеме не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о не направлении таможенным органом Васькину А.В. требования об уплате таможенных платежей подлежат отклонению, поскольку противоречат материалам дела.
Согласно статье 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
При этом, согласно правовой позиции приведенной в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.
Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:
со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо
со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что требование направлено в адрес Васькина А.В. 25.03.2013 по адресу, известному таможенному органу исходя из представленных в ходе указанных выше таможенных операций сведений. Сведений о ином месте жительства Васькин А.В. в таможенный орган не представил, обязанность же по установлению фактического места жительства декларанта у таможенного органа отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы указывающие на то, что недостоверные сведения предоставлены в таможенный орган не Васькиным А.В, а иными лицами, также подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что заочным решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 02.09.2013 были удовлетворены требования Владивостокской таможни о взыскании с Васькина А.В. таможенных платежей.
Определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 02.06.2017 на основании заявления Васькина А.В. указанное заочное решение отменено, административный иск Владивостокской таможни направлен по подсудности на рассмотрение в Барабинский районный суд Новосибирской области.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При новом рассмотрении дела Васькин А.В. не был лишен возможности представить доказательства в подтверждение своих доводов, однако таких доказательств материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на произведенные Васькиным А.В. выплаты в размере 12085 рублей также не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Указанные денежные средства взысканы с Васькина А.В. в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании заочного решения Ленинского районного суда г. Владивостока от 02.09.2013. В настоящее время, указанное исполнительное производство прекращено на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 21.06.2017 в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Вопросы, связанные с возвратом Васькину А.В. взысканных в рамках данного исполнительного производства денежных средств подлежат разрешению в порядке установленном законодательством об исполнительном производстве и не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и направлены на иное изложение установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 11 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васькина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Галина
Судьи А.Л. Разуваева
А.П. Кошелева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.