Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В,
судей Федотовой Е.В, Имамовой Р.А.
при секретаре Борниковой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербак Светланы Вадимовны к Управлению образования администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконным прекращения права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения
по апелляционной жалобе Управления образования администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 12 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В, пояснения представителя ответчика - Опулицкой Ольги Алексеевны, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Щербак С.В. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (сокращенное наименование - РУО), в котором указала, что является *** МБДОУ Д/с "Ручеек" с.Подгородняя Покровка, то есть педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Получала такую компенсацию до февраля 2017 года включительно. 14 июня 2017 года получила письмо РУО, согласно которому компенсация признана неправомерной, была снята с персонифицированного учета работников, имеющих право на компенсацию, ввиду отсутствия собственного жилья и проживания в жилом помещении по договору со ссылкой на ст.154 ЖК РФ. Снятие с учета по такому основанию считала незаконным, просила признать незаконным прекращение права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Впоследствии исковые требования изменила, дополнительно просила обязать ответчика поставить её на персонифицированный учет, а также включить компенсацию в реестр получателей с момента снятия с персонифицированного учета, а именно с 01 марта 2017 года и по 30 июня 2017 года, для последующего представления в Министерство образования Оренбургской области.
Определением судьи от 01 августа 2017 года, определением суда от 18 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Оренбургской области, администрация МО Оренбургский район Оренбургской области.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 12 октября 2017 года исковые требования Щербак С.В. удовлетворены.
Суд признал незаконным прекращение права Щербак С.В. на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Обязал РУО поставить Щербак С.В. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Обязал РУО включить компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения Щербак С.В. в реестр получателей компенсации для последующего представления в Министерство образования Оренбургской области за период с 01 марта 2017 года по 30 июня 2017 года.
Взыскал с РУО в пользу Щербак С.В. судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе РУО просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Щербак С.В, представители третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 года), который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 года, соответственно).
Таким образом, с 11 января 2011 года федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, дополнившего приведенную норму указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации, установилпедагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом федерального или регионального уровня размере.
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В целях правового регулирования вопросов по предоставлению мер социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области был принят Закон от 29 декабря 2007 года N1834/378-IV-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности".
10 марта 2017 года постановлением Правительства РФ N 178-п утвержден Порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет.
Из материалов дела следует и судом установлено, что с 15 июня 2015 года Щербак С.В. осуществляла трудовые функции *** МБДОУ Д/с "Ручеек" с. Подгородняя Покровка.
Щербак С.В. проживает вместе со своими двумя несовершеннолетними детьми по адресу: (адрес) на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 15 июля 2016 года, заключенного с собственником данного жилого помещения - ФИО6, зарегистрирована по месту жительства.
По условиям названного договора обязанность нести расходы по содержанию жилого помещения, в том числе по оплате коммунальных услуг возложена на Щербак С.В. Такая обязанность ею выполняется, оплата производится в срок и в полном объеме.
Как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, Щербак С.В. получала компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Вместе с тем, 24 апреля 2017 года ответчиком признано, что с 01 января 2017 года осуществление истцу компенсации таких расходов является неправомерным. В обоснование неправомерности положен пункт 3 Порядка от 10.03.2017г. N 178-п со ссылкой на то, что по ст.154 ЖК РФ возмещение коммунальных расходов возможно для нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо для собственника жилья, тогда как истец занимает жилое помещение на условиях безвозмездного пользования.
По акту проверки от 24 апреля 2017 года, составленному МКУ "Центральная бухгалтерия РУО", в отношении Щербак С.В. имеется указание, что неправомерность выплаты ей компенсации связана с двумя основаниями - с тем, что она получала компенсацию по месту работы по совместительству в МБОУ "Павловский лицей им.Нарывского В.А." Оренбургского района, в то время как основное место работы истца - МБДОУ Д/с "Ручеек" с.Подгородняя Покровка; а также с тем фактом, что выплата компенсации учителю, снимающему жилье у частного лица, не предусмотрена пунктом 3 Порядка от 10 марта 2017 года N 178-п.
Удовлетворяя исковые требования Щербак С.В. о признании незаконным прекращения права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, суд исходил из того, что Щербак С.В. обращалась с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по основному месту работы, предоставление таких мер педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, не может быть поставлено в зависимость от правового основания, на котором педагогический работник занимает жилое помещение в сельской местности.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, обоснованы нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Согласно пункту 3 Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 10.03.2017 N 178-п, компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 6-12 вышеназванного Порядка, для постановки на персонифицированный учет педагогические работники представляют по месту работы руководителю необходимые для решения вопроса о выплатах документы, в том числе заявление; правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение (ордер, договор найма жилого помещения, договор купли-продажи, мены, дарения и иные правоустанавливающие документы), справку о составе семьи и др.
Руководитель образовательной организации формирует список педагогических работников, подавших документы, направляет его в орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, осуществляющий управление в сфере образования, который в течение 10 дней со дня получения списков рассматривает поступившие документы и принимает решение о постановке либо об отказе в постановке педагогического работника на персонифицированный учет.
Основаниями для отказа в постановке на персонифицированный учет являются: а) представление педагогическим работником документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, не в полном объеме и (или) содержащих недостоверную информацию; б) несоответствие педагогического работника требованиям, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Как правильно указал суд первой инстанции, Щербак С.В. является педагогическим работником, проживающим и работающим в сельской местности, предоставила все необходимые для осуществления выплаты документы (в том числе договор безвозмездного пользования жилым помещением, учитывая, что список правоустанавливающих документов на жилье в п.6 Порядка не является закрытым), в связи с чем ей не могло быть отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату жилья с отоплением и освещением.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что предоставление Щербак С.В компенсации расходов на отопление и освещение жилого помещения противоречит положениям пункта 3 Порядка от 10 марта 2017 года N 178-п и статьи 154 ЖК РФ, предусматривающим, что такие расходы компенсируются только на жилые помещения, занимаемые на условиях социального найма или принадлежащие педагогическому работнику на праве собственности, сводятся к неверному толкованию норм материального права.
Как правильно указал суд первой инстанции, названные нормы предусматривают не основания, дающие возможность получать соответствующую компенсацию, а лишь структуру такой компенсации, которая в ст.154 ЖК РФ установлена различной для государственного (и муниципального) и частного жилого фонда.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 12 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления образования администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.