Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К,
судей Никитиной А.И, Ярыгиной Е.Н,
при секретаре Гатченко О.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курунова Сергея Федоровича к Министерству социального развития Оренбургской области о возложении обязанности выдать государственный сертификат на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе Курунова Сергея Федоровича на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 29 сентября 2017 года,
установила:
Курунов С.Ф. обратился с вышеназванным иском к Министерству социального развития Оренбургской области, ссылаясь в обоснование требования на то, что является участником подпрограммы "Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N153, включен в сводный список по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденным переселенцами с 17.09.2002 года по Кувандыкскому городскому округу.
28.04.2016 года из администрации Кувандыкского городского округа его учетное дело направлено в Министерство социального развития Оренбургской области для проверки. 22.06.2017 года глава Кувандыкского городского округа Оренбургской области обратился в Министерство социального развития с ходатайством о выделении государственного сертификата на приобретение жилья для Курунова С.Ф. по указанным основаниям.
25.07.2016 года в письме ответчика о возвращении учетного дела ему отказано в выделении государственного сертификата на приобретение жилья со ссылкой на обеспеченность жилым помещением в г. Кувандыке и поставлен вопрос об исключении его органом местного самоуправления из списка участников подпрограммы.
Считая такой отказ незаконным, истец просил обязать Министерство социального развития Оренбургской области выделить ему государственный сертификат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований привлечены Администрация МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области, УМВД РФ по Оренбургской области.
В судебное заседание истец Курунов С.Ф. не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в заявлении просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель истца Трофимов Г.К, действующий на основании доверенности, поддерживал исковые требования, ссылаясь на то, что Курунов С.Ф. по месту регистрации в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, не проживает, членом семьи собственника жилого помещения признан быть не может, следовательно он не обеспечен жилым помещением и вправе претендовать по категории вынужденных переселенцев на предоставление ему государственного жилищного сертификата, как участник соответствующей подпрограммы.
Представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области Кузнецова Л.С, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что в соответствии с постановлением Правительства РФ N 153 граждане получают жилищный сертификат, если они включены в списки участников подпрограммы, имеют статус вынужденного переселенца и являются нуждающимися в предоставлении жилья. На момент рассмотрения спора Курунов С.Ф.в списки участников подпрограммы за 2017 год не включен, материалы учетного дела, возвращенные для проверки нуждаемости истца в жилье в ОМС, содержат сведения о регистрации и проживании Курунова С.Ф. с 2012 года в квартире, принадлежащей его отцу на праве собственности, при том, что отец с 2015 года снят с регистрационного учета в указанном жилом помещении, в связи с чем следует считать его обеспеченным жилым помещением на территории Российской Федерации и не нуждающимся в обеспечении жильем в рамках подпрограммы.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 29 сентября 2017 года в удовлетворении иска Курунова С.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Курунов С.Ф, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и новым решением удовлетворить его иск в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области, представитель третьего лица администрации МО Кувандыкский городской округ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились.
Судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, выслушав пояснения истца Курунова С.Ф, представителя третьего лица УМВД РФ по Оренбургской области Бураченок Е.Г, действующей на основании доверенности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений третьего лица УМВД РФ по Оренбургской области на жалобу, проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно требованиям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 5 Закон а Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-I "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 2).
В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункты 2, 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153 утверждены Правила, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма).
Правительством Российской Федерации постановлено, что формой финансовой поддержки по обеспечению граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Согласно подпункта "ж" пункта 5 Правил право на участие в данной подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2016 N 629 введен п.7.2 Правил, в соответствии с которым не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
В соответствии с пп.1 пункта 5 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно нескольких оснований, в т.ч. когда вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии с п. 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
На основании п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
В соответствии с п. 29 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления закрытого административно-территориального образования) в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования), в пределах предусмотренных ему на планируемый год средств на предоставление социальных выплат формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в установленном законом порядке решением миграционной службы от 25.09.2000 года Курунов С.Ф. признан вынужденным переселенцем, что подтверждается копией удостоверения вынужденного переселенца серии *** N и поставлен на учет в качестве вынужденного переселенца, срок статуса продлен на момент рассмотрения спора.
С 17.09.2002 года Курунов С.Ф. состоит на учете в сводном списке по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденным переселенцами.
Постановлением Главы Кувандыкского района от 15.07.2015 года Курунов С.Ф. включен в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" по состоянию на 15.07.2015 года по муниципальному образованию Кувандыкский район, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2016 году.
22.06.2017 года глава Кувандыкского городского округа Оренбургской области обратился в Министерство социального развития с ходатайством о выделении государственного сертификата на приобретение жилья для Курунова С.Ф. по указанным основаниям.
По запросу Министерства социального развития Оренбургской области учетное дело Курунова С.Ф. было направлено для проверки.
25.07.2016 года учетное дело Курунова С.Ф. возвращено в связи с отсутствием оснований для предоставления социальной выплаты, поскольку Курунов С.Ф. является членом семьи собственника жилого помещения, обеспечен таким образом жилым помещением и не имеет право на получение социальной выплаты по категории "Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами".
Из постановления администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области N2235-п от 02.12.2016 года следует, что Курунов С.Ф. не включен в список граждан, участников подпрограммы ""Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на очередной 2017 год.
Из материалов учетного дела установлено, что в нем имеется справка N от 22.01.2016 года, выданная ООО "УК "АУМР", в соответствии с которой Курунов С.Ф. с составом семьи супруга ФИО2, дочь ФИО3, дочь ФИО4 действительно проживают и зарегистрированы в жилом секторе (адрес). Собственником квартиры является ФИО5.
Из поквартирной карточки (адрес) следует, что Курунов С.Ф, ФИО3 зарегистрированы по указанному адресу (дата), ФИО4 зарегистрирована по указанному адресу (дата).
В соответствии с договором купли-продажи квартиры от (дата) собственником (адрес) является ФИО5 Указанная квартира приобретена им за счет средств федерального бюджета в виде субсидии, выделяемой ФИО5 по государственному жилищному сертификату о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья серии (адрес) N, выданного Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (дата).
Согласно акта обследования жилищных условий от (дата) комиссией муниципального образования были проверены жилищные условия Курунова С.Ф, проживающего в (адрес), установлено, что собственником квартиры является ФИО5, в жилом помещении проживают: *** Курунов С.Ф, внучки ФИО3, ФИО4
Согласно справки Администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 22.06.2016 года Курунов С.Ф. и члены его семьи супруга ФИО2, дочь ФИО3, дочь ФИО4, проживающие по адресу (адрес), на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят с 17.09.2002 года.
Согласно п.1 ст. 6 Закона РФ "О вынужденных переселенцах", вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Курунова С.Ф, суд дал надлежащую правовую оценку представленным выше письменным доказательствам, обоснованно применил вышеназванные закон и подзаконные акты на момент разрешения спора, действующие также и на дату принятия ответчиком решения о возвращении учетного дела истца, пришел к правильным выводам относительно обеспеченности Курунова С.Ф. и членов его семьи жилым помещением на территории Российской Федерации при установленных обстоятельствах вселения собственником-близким родственником истца в принадлежащее ему жилое помещение. При этом суд мотивированно критически оценил представленный в материалы дела договор найма жилого помещения, заключенный в 2015 году между истцом и его отцом, не опровергающий обстоятельства фактического вселения в качестве члена семьи собственника в жилое помещение и обустройства истца с семьей таким образом по избранному месту жительства.
Судом верно указано на то, что государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
При изложенных выше обстоятельствах условия для признания за истцом права на такую государственную поддержку отсутствуют, Курунов С.Ф. не включен в список участников жилищной подпрограммы на 2017 год, в связи с чем выводы суда об отсутствии законных оснований для возложения на ответчика Министерство социального развития Оренбургской области обязанности выделить ему государственный жилищный сертификат следует признать обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с правовой позицией суда первой инстанции по настоящему делу и не находит оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с решением суда и субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств, основанной на неправильном толковании норм материального права, в том числе в части действия закона во времени, поэтому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией при оценке законности оспариваемого решения.
Ссылка апеллянта на наличие договора найма занимаемого жилого помещения, заключенного с его собственником, отсутствие семейных отношений с отцом и фактическое проживание с семьей в г. Оренбурге не имеет правового значения для правильного разрешения спора данной категории и не опровергает правильный вывод суда о вселении истцов в жилое помещение в качестве членов семьи собственника, основанный на представленных при разрешении спора доказательствах.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, не допущено нарушения норм гражданского процессуального права и неправильного применения норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 29 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курунова Сергея Федоровича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.