Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф,
судей областного суда Хакимовой О.В, Солопьева В.И.
при секретаре Михалевой В.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Букреева ФИО13 к исполняющей обязанности судебного пристава - исполнителя Оренбургского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Стебневой ФИО14, начальнику отдела - старшему судебному приставу ФИО4 районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Максютовой ФИО15, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области о признании постановления о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства незаконным, и отмене постановления,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 03 октября 2017 г,
заслушав доклад судьи Хакимовой О.В, представителя УФССП по Оренбургской области Забовскую О.Ф, Букреева И.А. и его представителя Савинкова В.А, судебная коллегия
установила:
Букреев И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 18 октября 2016 г. судебный пристав исполнитель постановлением внесла изменения и указала по исполнительному производству N-ИП Букреева А.И, проживающий по адресу: (адрес).
Административный истец считает, что вышеуказанным постановлением, в нарушение требований действующего законодательства ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве", фактически разрешен вопрос о правопреемстве в исполнительном производстве.
Исполнительное производство возбуждено 18 октября 2016 г. на основании судебного приказа от 25 июня 2012 г, выданного мировым судьей судебного участка N 11 Промышленного района г. Оренбурга, и соответственно замена стороны в исполнительном производстве возможна только на основании судебного акта.
Букреев И.А. просит признать постановление от 29 августа 2017 г. о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства от 18 октября 2016 г, вынесенное и.о. судебного пристава - исполнителя Оренбургского РОСП УФССП по Оренбургской области Стебневой Н.А, утвержденное начальником отдела - старшим судебным приставом Оренбургского РОСП УФССП по Оренбургской области Максютовой Г.Ф, незаконным и отменить его.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 3 октября 2017 г. требования административного иска удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление от 29 августа 2017 г. о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства от 18 октября 2016 г, вынесенное исполняющей обязанности судебного пристава - исполнителя Оренбургского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Стебневой Н.А, утвержденное начальником отдела - старшим судебным приставом Оренбургского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Максютовой Г.Ф.
С решением суда не согласилось Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области и в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заслушав судью-докладчика, представителя УФССП по Оренбургской области Забовскую О.Ф, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, административного истца Букреева Н.И. и его представителя Савинкова В.А, просивших решение суда оставить без изменений, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Букреев И.А. является взыскателем по исполнительному производству N-ИП, возбужденному 18 октября 2016 г. на основании судебного приказа N от 25 июня 2012 г, выданного мировым судьей судебного участка N 11 Промышленного района г. Оренбурга о взыскании алиментов с Букреевой Н.И. на содержание несовершеннолетнего ФИО5, (дата) года рождения, по заявлению Букреева И.А.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 ноября 2016 г. о расчете задолженности по алиментам, определена задолженность должника Букреевой Н.И. за период с 22 июня 2012 г. по 11 апреля 2014 г. в размере 161 170, 93 рубля.
В рамках возбужденного исполнительного производства постановлением от 5 мая 2017 г. рассчитана задолженность по алиментам на 11 апреля 2014 г. в размере 153 114, 93 рубля, о чем вынесено постановление.
Букреева Н.И. 9 августа 2017 г. обратилась в Оренбургский РОСП с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве. Просила заменить взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов в размере ? части всех видов заработка, взысканных с Букреевой Н.И. в пользу Букреева И.А. на содержание ФИО5, в связи с достижением совершеннолетия, с отца ребенка на самого ребенка.Постановлением судебного пристава - исполнителя Оренбургского РОСП Стебневой Н.А. от 29 августа 2017 г, утвержденным начальником отдела - старшим судебным приставом Оренбургского РОСП УФССП по Оренбургской области Максютовой Г.Ф, внесены изменения в постановление о возбуждении исполнительного производства от 18 октября 2016 г. Постановлено определить взыскателем по исполнительному производству от 18 октября 2016 г. N-ИП - ФИО5.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции проанализировал нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и исходил из того, что поскольку бремя по содержанию несовершеннолетнего ребенка ФИО5, 1996 года рождения, на период взыскания алиментов возлагалось на взыскателя Букреева И.А, то и требования о взыскании задолженности по алиментам являются требованиями, неразрывно связанными с личностью взыскателя. Суд пришел к выводу, что судебным приставом - исполнителем Оренбургского РОСП нарушены права взыскателя Букреева И.А. на получение от должника задолженности по алиментам, образовавшейся до исполнения совершеннолетия ребенка.
Судебная коллегия полагает, что требования административного истца являются правомерными на основании следующего.
Судебный пристав - исполнитель, внося постановлением от 29 августа 2017 г. изменения в постановление в возбуждении исполнительного производства от 18 октября 2016 г. о взыскании алиментов, самостоятельно заменил взыскателя Букреева И.А. на ребенка Букреева А.И, который достиг совершеннолетия.
Порядок замены стороны в исполнительном производстве регламентирован ст. 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства: 1) на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом; 2) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.
Из представленных материалов следует, что алименты на содержание ФИО5 взысканы судом в пользу Букреева Н.И, который и является взыскателем по исполнительному производству. Поскольку судебного акта о замене стороны в исполнительном производстве не выносилось, у судебного пристава-исполнителя правовых оснований для вынесения постановления о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства от 18 октября 2016 г. не было.
Факт достижения ребенком 18-лет не дает право судебному приставу-исполнителю самостоятельно заменять взыскателя в исполнительном производстве, поскольку действующее законодательство такого права судебному приставу-исполнителю не предоставляет, поэтому доводы апелляционной жалобы, касающиеся прав ребенка на алименты не могут стать основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 3 октября 2017 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу УФССП по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.