Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф,
судей областного суда Хакимовой О.В, Солопьева В.И,
при секретаре Михалевой В.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административное дело по административным искам прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Екатеринославский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Благовещенский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, обязании выполнить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации МО Тюльганский район Оренбургской области на решение Тюльганского районного суда от 18 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В, прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Стиплина И.В, представителя административных ответчиков Иванову О.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с вышеназванными административными исками, указав, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, установлено, что на территории всех сельских советов Тюльганского района Оренбургской области имеются несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов. Отходы расположены непосредственно на почве, что является недопустимым, поскольку наносит вред природной среде и опасно для здоровья человека.
Просит суд: признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок коммунальных отходов, обязав их организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалок, расположенных на земельных участках, находящихся на указанных территориях.
Определением суда от 12 октября 2017 года административные иски прокурора объединены в одно производство.
Решением Тюльганского районного суда Оренбургской области от 18 октября 2017 г. административные иски удовлетворены.
С решением не согласилась администрация МО Тюльганский район Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит отменить его.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель прокуратуры Тюльганского района, правительства Оренбургской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определиларассмотреть административное дело без участия неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, представителя административных ответчиков Иванову О.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Стиплина И.В, который просил решение районного суда оставить без изменений, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно протоколам осмотра территорий сельских советов Тюльганского района Оренбургской области от августа 2017 г. в них зафиксированы несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных на землях, входящих в границы соответствующих сельских советов.
Ответчики не представили суду доказательств, позволяющих установить собственников земельных участков, на которых располагаются свалки и наличие конкретных собственников несанкционированных свалок.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г.) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Правительством Оренбургской области принято постановление от 26 сентября 2016 года N 682-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области".В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 указанного Закона.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 4 Устава администрации МО Тюльганский район на нее возлагаются обязанности принимать участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района.
Пунктом 20 части 1 статьи 5 Уставов сельских поселений к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее по тексту - Правила) осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств, подтверждающих законность образования свалок, суду не представлено. Административные ответчики проявляют бездействие, не принимая мер к их ликвидации. Вместе с тем согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства ответчики обязаны осуществлять мероприятия по охране природных ресурсов, не допускать загрязнение, захламление и ухудшение плодородия почвы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что ликвидация несанкционированных свалок не входит в полномочия органа местного самоуправления, не может быть принят во внимание, поскольку организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы о нарушении принципа самостоятельности бюджетов, закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, и принципа самостоятельности местного самоуправления, также не влекут освобождение ответчика от исполнения обязанности, возникшей в силу закона.
Ссылка на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, не опровергает суждений суда, изложенных в обжалуемом решении. Как указал Конституционный Суд, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка (пункт 4.2).
Следовательно, удовлетворение иска к административным ответчикам, как единственным установленным землепользователям, не противоречит изложенной Конституционным Судом правовой позиции.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 18 октября 2017 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.