Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф,
при секретаре Лексиковой Е.А,
с участием представителя административного истца Щевьёва С.М, представителя административного ответчика администрации города Оренбурга Ерёминой Е.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сетко Н.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице Оренбургского филиала, администрации г. Оренбурга об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Сетко Н.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м, и административного здания с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м, литер ***, расположенных по адресу: (адрес).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 3 547 918,99 рублей по состоянию на 1 января 2016 года. В соответствии с отчетом N 354/1-56-17ф от 15 ноября 2017 года рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 1 910 000 рублей.
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N установлена в размере 30 316 776 рублей по состоянию на 11 октября 2012 года. В соответствии с отчетом N 354-56-17ф от 20 ноября 2017 года рыночная стоимость здания по состоянию на 11 октября 2012 года определена в размере 16 415 000 рублей.
Завышение кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости приводит к нарушению права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), в размере 1 910 000 рублей по стостоянию на 1 января 2016 года, а также кадастровую стоимость административного здания с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м, литер ***, расположенного по адресу: (адрес), в размере 16 415 000 рублей по состоянию на 11 октября 2012 года.
Определением Оренбургского областного суда от 28 ноября 2017 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Росреестра по Оренбургской области, администрация города Оренюурга, в качестве заинтересованного лица - Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В судебном заседании представитель административного истца Щевьев С.М, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в отчетах.
Представитель административного ответчика администрации города Оренбурга Ерёмина Е.Е. не возражала против удовлетворения заявленных требований, замечаний к отчетам об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не высказала.
Административный истец Сетко Н.П, представители административных ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 29 ноября 2016 года N 3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав МО г. Оренбург, по состоянию на 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что Сетко Н.П. является собственником в праве на земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 497 кв.м, и в праве на административное здание с кадастровым номером N, общей площадью ***, расположенные по адресу: (адрес), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 16 ноября 2017 года.
Согласно представленным выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 3 547 918, 99 рублей, а здания с кадастровым номером N - в размере 30 316 776 рублей по состоянию на 11 октября 2012 года.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объектов недвижимости на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для налогообложения в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложены отчеты N 354-56-17ф от 20 ноября 2017 года и N 354/1-56-17ф от 15 ноября 2017 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненные оценщиком ООО "Центр оценки и экспертиз" Тамариным М.И, являющимся членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков ".
Отчетом N 354-56-17ф от 20 ноября 2017 года рыночная стоимость принадлежащего Сетко Н.П. здания определена в размере 16 415 000 рублей по состоянию на 11 октября 2012 года.
Отчетом N 354/1-56-17ф от 15 ноября 2017 года рыночная стоимость земельного участка определена в размере 1 910 000 рублей по состоянию на 1 января 2016 года.
Отчеты никем не оспорены. Отзывы административных ответчиков и заинтересованных лиц замечания к представленным отчётам не содержат.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного объектов недвижимости существенно отличается от их рыночной стоимости.
Суд считает, что доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчетах, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. С их стороны ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Представленные в материалы настоящего дела отчеты о рыночной стоимости земельного участка и административного здания составлены лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержат подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости объектов эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков г. Оренбурге, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив отчеты об оценке рыночной стоимости земельного участка и административного здания N 354-56-17ф от 20 ноября 2017 года и N 354/1-56-17ф от 15 ноября 2017 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0231014:29, равная 1 910 000 рублей, и здания с кадастровым номером 56:44:0231014:50, равная 16 415 000 рублей, объективна. Определенная массовым методом кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку Сетко Н.П. обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 27 ноября 2017 года, датой подачи заявления следует считать 27 ноября 2017 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Сетко Н.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице Оренбургского филиала, администрации г. Оренбурга об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 497 кв.м, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 910 000 рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость административного здания с кадастровым номером N, общей площадью 700 кв.м, литер Е, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 октября 2012 года в размере 16 415 000 рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 27 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.