Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 17 января 2018 г. по делу N 33а-73/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А, Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 31 октября 2017 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего прапорщика запаса Логвина Анатолия Анатольевича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес", связанных с отказом в принятии административного истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителей административных ответчиков - Вертия Д.П. и Шибаевой Е.В, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Логвин А.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным утвержденное начальником Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" решение жилищной комиссии данного Управления от 13 июля 2017 г, оформленное протоколом N 156, которым ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Кроме того, Логвин А.А. просил суд обязать жилищный орган отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование он указывает на ошибочное привлечение судом в качестве ответчика жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес", повлекшее неправомерный допуск к участию в деле его представителя, поскольку требования административного искового заявления были адресованы к Управлению ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" в лице его начальника. Автор жалобы утверждает, что ввиду принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, предоставление в жилищной орган документов, а именно выписки из домовой книги и копии финансовых лицевых счетов, не представляется возможным в силу того, что изготовление данных документов является прерогативой жилищных органов управления Украины, что в свою очередь, признается общеизвестным фактом. В подтверждение своей позиции Логвин А.А. приводит содержание различных правовых актов, регулирующих, по его мнению, спорные правоотношения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что ввиду предстоящего увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на таковой, 7 июня 2017 г. Логвин А.А, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет, обратился в жилищную комиссию Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" с заявлением о принятии его с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Приказом командира войсковой части N от 8 июня 2017 г. N 573-ЛС Логвин А.А. с 14 июня 2017 г. исключен из списков личного состава воинской части ввиду увольнения с военной службы по возрасту.
Решением жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" от 13 июля 2017 г, оформленным протоколом N 156, Логвину А.А. отказано в принятии на жилищный учет ввиду непредставления им документов, обязанность по представлению которых возложена на военнослужащих.
Утверждение в жалобе о неправомерности привлечения к участию в деле председателя жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" является несостоятельным, поскольку Логвин А.А. оспорил решение данного жилищного органа, а поэтому привлечение жилищной комиссии к участию в деле по инициативе суда соответствует требованиям ч. 5 ст. 41 КАС Российской Федерации.
Вместе с тем, принимая решение, суд первой инстанции верно исходил из того, что на основании абзаца 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Логвин А.А. относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и ввиду наличия общей продолжительности военной службы 20 лет правомерно поставил перед жилищным органом вопрос о принятии его на жилищный учет с целью обеспечения жилым помещением по договору социального найма.
Кроме того, в соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений, с которыми должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Конкретный перечень таких документов содержится в п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, и включает в себя, в частности, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления.
Аналогичная норма закреплена и в п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590.
Отказывая на основании приведенных выше положений законодательства в удовлетворении заявленных требований истца, суд исходил из того, что Логвиным А.А. указанные документы не представлены.
Между тем согласно ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Аналогичное предписание содержится в п. 7 вышеуказанных Правил.
То есть непредставление военнослужащим указанных в Правилах документов, само по себе, не может лишить его возможности устранить этот недостаток и уже после предоставления недостающих документов - рассмотрения в установленный срок вопроса о возможности нахождения его на жилищном учете по существу.
В связи с этим судом не дано должной оценки тому обстоятельству, что административный истец заблаговременно обратился в жилищный орган с заявлением о принятии на жилищный учет, однако вследствие нарушения жилищным органом срока рассмотрения этого заявления (с 7 июня по 13 июля 2017 г.) Логвин А.А. оказался лишен возможности не только на представление в жилищный орган недостающих документов, но и права на рассмотрение его жилищного вопроса по существу в связи с увольнением с военной службы и утратой статуса военнослужащего, так как решение по имеющимся документам жилищным органом принято после исключения Логвина А.А. из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Кроме того, в оспариваемом решении жилищной комиссии не указано, какие документы не представил Логвин А.А.
Что же касается вывода жилищной комиссии о непредставлении истцом документа, свидетельствующего о невозможности получения документов по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, то такой рапорт истец подал в жилищную комиссию 7 июня 2017 г.
Следовательно, обстоятельства, препятствующие своевременному рассмотрению жилищной комиссией жилищного вопроса Логвина А.А, отсутствовали.
Таким образом, оснований для признания законным оспариваемого решения жилищной комиссии у суда первой инстанции не имелось.
Изложенное указывает на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд второй инстанции отменяет решение суда и принимает новое решение об удовлетворении заявленных требований истца.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 31 октября 2017 г. по административному исковому заявлению Логвина Анатолия Анатольевича отменить.
Принять по административному делу новое решение.
Административное исковое заявление Логвина Анатолия Анатольевича удовлетворить.
Признать незаконным утвержденное начальником Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" решение жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" от 13 июля 2017 г, оформленное протоколом N 156, об отказе в принятии Логвина Анатолия Анатольевича и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать начальника и жилищную комиссию Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес"
- отменить утвержденное начальником Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" решение жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" от 13 июля 2017 г, оформленное протоколом N 156, об отказе в принятии Логвина Анатолия Анатольевича и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
- повторно рассмотреть вопрос о принятии Логвина Анатолия Анатольевича и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.