Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Лаврентьева А.А,
судей:
Жегуновой Е.Е, Ситниковой Л.П,
при секретаре:
Копановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Завьялова Андрея Владимировича на решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 сентября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Завьялова Андрея Владимировича, действующего в интересах несовершеннолетней З.В.А. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о предоставлении жилого помещения, заключении договора социального найма, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П, объяснения Завьялова А.В. и его представителя Минаевой Л.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Администрации г. Тюмени Красновой Е.А, представителя Главного управления строительства Тюменской области и Правительства Тюменской области Яковлева И.Н, судебная коллегия
установила:
Завьялов А.В, действуя в интересах несовершеннолетней З.В.А, обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 36 кв.м, возложении на Администрацию г. Тюмени обязанности предоставить жилое помещение, заключить договор социального найма.
Требования мотивированы тем, что несовершеннолетняя З.В.А, "... " года рождения, является ребенком-инвалидом, относится к категории граждан, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817п, имеет право на дополнительную жилую площадь. В соответствии с приказом от 14.10.2016 N 3637, Завьялов А.В. и З.В.А. признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения. В настоящее время они проживают в квартире, принадлежащей родителям истца, общей площадью 49 кв.м. Администрацией г. Тюмени, истцу предложено предоставить документы для получения жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тюмень, "... ", общей площадью 13,1 кв.м. Однако, по мнению истца, площадь предоставляемого жилого помещения не соответствует установленным законодательством требованиям, Администрация г. Тюмени не учла, что в квартире, находящейся в пользовании З.В.А, проживает четыре человека.
Истец Завьялов А.В, его представитель Минаева Л.С. в судебном заседании исковые требования поддержали, ссылались на то, что Завьялов А.В. и З.В.А. должны проживать в разных комнатах.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области, Главного управления строительства Тюменской области Яковлев И.Н. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями в полном объеме.
Представитель администрации г. Тюмени Краснова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Завьялов А.В. В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, при этом Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит указания, кто должен выделять жилое помещение. При этом, исковое заявление, вопреки выводам суда, основано на положениях статьи 1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Отмечает, что Завьялов А.В. и З.В.А. признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения, поскольку несовершеннолетняя З.В.А. является ребенком-инвалидом, то она имеет право на дополнительную жилую площадь.
Полагает, что предложенное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, "... ", общей площадью 13,1 кв.м, не соответствует условиям проживания несовершеннолетнего ребенка-инвалида, жилое помещение должно быть площадью не менее 36 кв.м, З.В.А. не может проживать в одной комнате с отцом.
Остальные доводы жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции ошибся в фамилии истца.
Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления, следовательно, требования к органу исполнительной власти - Правительству Тюменской области, являются не обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущих, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище путем его предоставления бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Так, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, включены заболевания с кодом "... ".
Как следует из представленных в дело справки от 10.03.2017 N 1979689, заключения врачебной комиссии от 09.09.2016 N 79-698, заключения от 17.07.2017 N 66-519 З.В.А. является ребенком инвалидом, имеет заболевание: "... " (л.д. 8,11).
Завьялов А.В. с составом семьи 2 человека принят на учёт граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма (л.д.13,14,15).
Поскольку З.В.А. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне, она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди.
Иные члены семьи З.В.А. (Завьялов А.В.) таким правом не обладают и не могут быть обеспечены жильем во внеочередном порядке с учетом имеющегося у З.В.А. права на дополнительную жилую площадь. Иное противоречило бы положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Законный представитель несовершеннолетнего, проживающий вместе с ним, правами несовершеннолетнего, в том числе, по льготному обеспечению жильем, не обладает.
Таким образом, только З.В.А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
Вместе с тем, Правительство Тюменской области не является надлежащим ответчиком по требованиям об обязательстве обеспечить предоставление З.В.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области. Требования, заявленные к администрации г. Тюмени, в рассматриваемом случае являются лишь производными от требований, заявленных к Правительству Тюменской области.
Предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, статьей 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий в Тюменской области принят Закон Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее по тексту - Закон Тюменской области от 07.10.1999 N 137).
В статье 7 указанного Закона Тюменской области N 137 перечислены категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области. В соответствии с пунктом "г" статьи 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 к такой категории граждан относятся инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 г.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 (в редакции Закона Тюменской области 23.12.2016 N 106, вступившего в законную силу 01 января 2017 г.) - жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Согласно статье 2 Закона Тюменской области 23.12.2016 N 106 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" - граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право состоять на данном учете в органах и организациях, принявших их на учет, до фактического обеспечения принятых на учет граждан жилыми помещениями по договорам социального найма либо до выявления иных оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Очередность предоставления жилых помещений таким гражданам определяется исходя из даты принятия их на учет органом учета (бюджетной организацией либо органом местного самоуправления) в соответствии с действовавшими до дня вступления в силу настоящего Закона положениями Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Тюменской области от 07.10.1999 N 137 не устанавливают.
При этом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение в порядке пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений по договорам социального найма вне очереди по общему правилу относится к компетенции органов местного самоуправления и обеспечивается за счет муниципального жилищного фонда.
Таким образом, Завьялов А.В. вправе ставить вопрос об обеспечении З.В.А. жилым помещением муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, и с учетом положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как уже указано выше, реализация данного права относится к компетенции органа местного самоуправления, т.е. Администрации г. Тюмени.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегии несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, при вынесении решения судом в мотивировочной части допущена описка вместо "Завьялова А.В." указано "Жилиной М.В.". Судебная коллегия обращает внимание суда первой инстанции на необходимость исправления допущенной описки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Завьялова Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.