судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Торговченковой О.В,
судей
Долговой Л.П, Берман Н.В,
при секретаре
Артемовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 03 октября 2017 года, которым постановлено:
"Признать за Ланских Ольгой Анатольевной право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области засчитать в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Ланских Ольги Анатольевны в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) периоды курсов с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области применить льготный порядок исчисления (1 год как 1 год 6 месяцев) специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Ланских Ольги Анатольевны к периодам работы с 01 ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области назначить Ланских Ольге Анатольевне с 17.05.2017 г. (момента обращения с заявлением) досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ланских О.А. обратилась с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее - УПФР в г. Липецке) о признании права на страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование иска указала, что решением от 14 июля 2017 года ответчик отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения продолжительностью 30 лет, не применив льготного порядка исчисления стажа из расчета один год работы как один год и шесть месяцев:
к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ) в должности медицинской сестры палатной интенсивной терапии нейрохирургического отделения медсанчасти НЛМК по тем основаниям, что должность медсестра палатная интенсивной терапии, равно как и структурное подразделение "палата интенсивной терапии", не поименованы в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
к периоду отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ года, имевшего место в период работы в должности медицинской сестры палатной палат реанимации и интенсивной терапии нейрохирургического отделения МУЗ "ЦГКБ города Липецка";
не засчитав в специальный стаж в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) на основании п. 4 Правил исчисления периодов работы.., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516:
период дополнительного отпуска, предусмотренного коллективным договором, с ДД.ММ.ГГГГ год,
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 ДД.ММ.ГГГГ года.
Считая отказ незаконным, истица просила признать за ней право на пенсию с 17 мая 2017 года с применением льготного порядка исчисления стажа к периоду работы с 01 ДД.ММ.ГГГГ года, а также периода дополнительного отпуска, предусмотренного коллективным договором, с 23 ДД.ММ.ГГГГ год.
В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г. Липецке - Козадеров А.В. иск не признал, считая отказ в назначении истице досрочной страховой пенсии по старости соответствующим нормам пенсионного законодательства.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части зачета в специальный стаж периода дополнительного отпуска, предусмотренного коллективным договором, с 23 октября 2000 года по 11 декабря 2000 год и признании права на досрочную страховую пенсию, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав представителя истицы Ланских О.А. - Кропачеву Д.А, возражавшую против апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, являющийся приложением к Правилам исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, предусматривает льготное исчисление стажа за работу в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в палатах реанимации и интенсивной терапии в медико-санитарных частях.
Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющийся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусматривает льготное исчисление стажа за работу в должности медицинской сестры палатной, в том числе старшей, в палатах реанимации и интенсивной терапии в медико-санитарных частях, больницах всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ланских О.А. ДД.ММ.ГГГГ года была принята в медсанчасть АО "НЛМК" "данные изъяты", где проработала до ДД.ММ.ГГГГ года истица принята в МУЗ "ЦГКБ города Липецка" (с 01 января 2013 года - ГУЗ "Липецкая городская больница скорой медицинской помощи N 1") в нейрохирургическое отделение палаты реанимации и интенсивной терапии на должность медицинской сестры палатной, где работает по настоящее время.
17 мая 2017 года Ланских О.А, полагая, что выработала необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обратилась в УПФР в г. Липецке с заявлением о назначении пенсии.
Решением от 14 июля 2017 года ей отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа - 30 лет, по мнению ответчика, истица имеет стаж 26 лет 08 месяцев 02 дня.
Согласно указанному решению к периоду работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ года (в том числе к периоду отпуска по беременности и родам, который фактически имел место быть в период с ДД.ММ.ГГГГ года) в должности "данные изъяты" не применён льготный порядок исчисления стажа из расчёта один год работы как один год и шесть месяцев по тем основаниям, что должность "данные изъяты", равно как и структурное подразделение "палата интенсивной терапии", не поименованы в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также не засчитаны в специальный стаж, в том числе в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) на основании п. 4 Правил исчисления периодов работы.., утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, период дополнительного отпуска, предусмотренного коллективным договором, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Удовлетворяя исковые требования Ланских О.А. в части применения льготного порядка исчисления стажа к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ года, за исключением периодов отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ года и отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора и трёх лет с ДД.ММ.ГГГГ года, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, пришел к выводу о том, что истица Ланских О.А. в указанный период работала в должности медицинской "данные изъяты", то есть в должности и в структурном подразделении учреждения, работа в которых подлежит зачёту в специальный стаж, учитываемый для досрочного пенсионного обеспечения, в льготном исчислении из расчёта один год как один год и шесть месяцев.
Кроме того, коль скоро на момент предоставления отпуска по беременности и родам истица осуществляла трудовую деятельность в должности и в учреждении, работа в которых даёт право на досрочное пенсионное обеспечение, причём стаж работы подлежит зачёту в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев), суд первой инстанции применил к периоду отпуска по беременности и родам с "данные изъяты" года льготный порядок исчисления стажа.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года засчитаны судом в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в указанные периоды за истицей сохранялась занимаемая должность, заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ года самостоятельно засчитан ответчиком в специальный стаж истицы в льготном исчислении, в связи с чем суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования истицы в данной части.
Решение суда первой инстанции в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем, исходя из положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, его законность в указанной части судебной коллегией не проверяется.
Удовлетворяя требования истицы в части зачёта в специальный стаж в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) периода дополнительного отпуска, предусмотренного коллективным договором, с ДД.ММ.ГГГГ года, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что период нахождения работника в дополнительном оплачиваемом отпуске, предоставленном в соответствии с положениями части 2 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанный период за работником сохраняется средняя заработная плата, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с частью 2 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Пунктом 12.9 коллективного договора, утверждённого на конференции трудового коллектива АО "НЛМК" 26 мая 1998 года, предусмотрено на основании справки о беременности до отпуска по беременности и родам предоставлять женщинам по их желанию отпуск, оплачиваемый в размере действующего тарифа или оклада с учётом повышения заработной платы (л.д. 75-91).
Как следует из приказа КМСЧ ОАО "НЛМК" от 20 октября 2000 года N 85-К, Ланских О.А. на основании ее заявления был предоставлен отпуск до отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 58-60).
Выпиской из лицевого счёта застрахованного лица Ланских О.А. подтверждается начисление истице заработной платы в октябре - декабре 2000 года, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д. 169-187).
При таких обстоятельствах, о ценив представленные по делу доказательства, руководствуясь абзацем 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что период нахождения истицы Ланских О.А. в дополнительном оплачиваемом отпуске, предоставленном в соответствии с положениями части 2 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанный период за работником сохраняется заработная плата, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, учитывая, что указанный дополнительный отпуск истицы имел место в период работы, подлежащей зачету в специальный стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность засчитать данный период в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, из расчета один год как один год и шесть месяцев.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для зачёта указанного периода в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения судебной коллегией не принимаются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив работу истицы в спорные периоды в должностях и в учреждениях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, суд пришел к правильному выводу, что с учетом признанного органом Пенсионного фонда Российской Федерации специального стажа (26 лет 08 месяцев 02 дня), а также льготного исчисления (из расчета один год как один год и шесть месяцев) периодов работы с 01 ноября 1999 года по 22 октября 2000 года и с 01 октября 2002 года по 31 декабря 2006 года, периода отпуска по беременности и родам с 12 декабря 2000 года по 23 апреля 2001 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11 ноября 1997 года по 25 декабря 1997 года и с 17 февраля 2016 года по 24 марта 2016 года, периода отпуска, предоставленного на основании коллективного договора работодателя, с 23 октября 2000 года по 11 декабря 2000 года специальный стаж в связи с лечебной деятельностью Ланских О.А. составляет 30 лет 00 месяцев 12 дней.
Поскольку по состоянию на 17 мая 2017 года (дату обращения в орган Пенсионного фонда Российской Федерации) у истицы имелся необходимый стаж для досрочного пенсионного обеспечения по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд обоснованно признал за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и обязал ответчика назначить пенсию с 17 мая 2017 года.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и не опровергают выводов судебного постановления. Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 03 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.