судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Торговченковой О.В,
судей Берман Н.В. и Долговой Л.П,
при секретаре Артемовой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика УМВД России по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 25 октября 2017 года, которым постановлено:
" Установить факт нахождения Дадоновой Ирины Сергеевны, "данные изъяты" "данные изъяты", на иждивении Дадонова Александра Алексеевича, "данные изъяты" "данные изъяты", умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований ДадоновойИрины Сергеевны к УМВД России по Липецкой области о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца отказать".
Заслушав доклад судьи Берман Н.В, судебная коллегия
установила:
Дадонова И.С. обратилась в суд с исковыми требованиями к УМВД России по Липецкой области о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, установлении факта нахождения на иждивении, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла в браке с Дадоновым А.А, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Все время она получала от него помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. По достижению пенсионного возраста она обратилась в ГУ - УПФР в г. Липецке с заявлением о назначении пенсии, однако в назначении пенсии ей было отказано в связи с увеличением пенсионного возраста федеральных государственных служащих в 2017 году на 6 месяцев. В настоящее время она занимает должность федерального государственного служащего, в связи с изменениями законодательства пенсия ей может быть назначена только с июля 2018 года. Ее муж проходил службу в органах внутренних дел, был уволен по болезни, ему была рассчитана и назначена пенсия, однако пенсией воспользоваться он не смог. Полагала, что в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" у нее возникло право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Просила признать за ней право на пенсию по случаю потери кормильца, установить факт нахождения на иждивении у Дадонова А.А.
В судебном заедании истица Дадонова И.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области - Соломатина И.А. исковые требования не признала, полагала, что оснований для признания за Дадоновой И.С. права на пенсию по случаю потери кормильца не имеется.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик УМВД России по Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, и вынести новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя ответчика УМВД России по Липецкой области - Соломатину И.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истицу Дадонову И.С, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно статье 5 указанного Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 29 указанного Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.
В соответствии с пунктом "б" статьи 29 указанного Закона нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Согласно статье 31 указанного Закона ч лены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В силу пункта 4 части 2 статьи 1 Федерального закона 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дадонова И.С. и Дадонов А.А. находились в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, были зарегистрированы и проживали совместно по адресу: "адрес" "а", "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Дадонов А.А. умер, что подтверждается свидетельством о смерти N N.
Дадонов А.А. проходил службу в УВД по Липецкой области (в настоящее время - УМВД России по Липецкой области), и был уволен со службы в органах внутренних дела на основании приказа УВД по Липецкой области N N от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта "з" части 1 статьи 58 (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Из справки УМВД России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дадонов А.А. в "данные изъяты" получил 12790 рублей 70 копеек, в "данные изъяты" 29779 рублей 03 копейки.
Исходя из справки УМВД России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" "данные изъяты" И.В. на момент смерти супруга с января по ДД.ММ.ГГГГ получала заработную плату в размере 4 792 рубля 05 копеек в месяц.
ДД.ММ.ГГГГ Дадонову А.А. была назначена пенсия в размере 5227 рублей 37 копеек.
Из объяснений истицы Дадоновой И.С. следовало, что полученные ей денежные средства шли на оплату обучения ее сына от первого брака ФИО12 Стоимость обучения в соответствии с договором об условиях обучения в Муниципальном образовательном учреждении "Воронежский экономико-правовой институт" составила ДД.ММ.ГГГГ - 12500 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о доказанности факта нахождения истицы Дадонова И.С. на иждивении умершего Дадонова А.А.
С данным выводом суда не может согласиться судебная коллегия, поскольку доказано, что на момент смерти Дадонова А.А. истица имела самостоятельный доход в виде заработной платы, тем самым не состояла на иждивении умершего, не достигла возраста 55 лет, а соответственно не имела права на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Сам по себе факт того, что заработная плата Дадоновой И.С. была ниже заработной платы Дадонова А.А, не является доказательством иждивения в смысле положений пункта 4 части 2 статьи 1 Федерального закона 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также З акона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Для признания лиц находившимися на иждивении в целях получения предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 пенсии необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица.
Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным, следует руководствоваться пунктом "б" части 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Понятие - основной источник средств к существованию. предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (стипендия, зарплата, пенсия и т.д.). Помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи, и по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Таким образом, поскольку на момент смерти супруга Дадонова И.С. не достигла возраста "данные изъяты" в соответствии с пунктом "б" статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, доказательств того, что она находилась на полном содержании супруга или получала от него помощь, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию, Дадонова И.С. не представила, оснований для удовлетворения исковых требований об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на пенсию по случаю потери кормильца не имелось.
Кроме того, признание права на пенсию по случаю потере кормильца влечет признание факта нахождения на иждивении, в связи с чем данные требования не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга. Однако в удовлетворении требований о признании права на пенсию судом отказано и в данной части решение не обжалуется.
При таких обстоятельствах решение суда в части установления факта нахождения Дадоновой И.С. на иждивении Дадонова А.А. подлежит отмене, в связи с отказом в иске.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 25 октября 2017 года отменить в части удовлетворения требований об установлении факта нахождения на иждивении и постановить новое, которым отказать Дадоновой Ирине Сергеевне в удовлетворении заявления об установлении факта нахождения на иждивении Дадонова Александра Александровича, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
То же решение в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.