ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Грабовский Д.А. Дело N 33а-4938/2017 г.
Докладчик: Жукова Н.Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2018 года с
удебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н.
судей Долбнина А.И. и Демидкиной Е.А.
при секретаре Тиньковой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело
по апелляционной жалобе административного истца
Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы N3 по Липецкой области
на решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 21 сентября 2017 года, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы N3 по Липецкой области к Ясаковой Татьяне Ивановне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени отказать.
Заслушав доклад судьи
Жуковой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 3 по Липецкой области обратилась в суд с иском к Ясаковой Т.И. о взыскании задолженности по земельному налогу за 201 4 -201 5 г.г. в сумме 2588 руб, пени в размере 348,73 руб, по налогу на имущество физических лиц за 2013-2015 годы в сумме 438 руб, пени в размере 95,17 руб.
Свои требования налоговый орган обосновыва л тем, что ответчик у принадлеж и т на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", а также по тому же адресу жилой дом общей площадью 48 кв.м с кадастровым номером N, которые подлеж а т налогообложению.
В адрес Ясаковой Т.И. были направлены налоговые уведомления и требования об уплате налогов и пени, однако требования до настоящего времени не исполнены, в связи с чем, истец просил взыскать указанную выше недоимку по налогам и пеням в судебном порядке.
В судебное заседание а дминистративный истец МИФНС России N 3 по Липецкой обла сти и административный ответчик Ясакова Т.И, не явились, были извещены о рассмотрении дела надлежащим образом и своевременно.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец МИФНС России N3 по Липецкой области просит отменить решение, ссылаясь на то, что вывод суда о несоблюдении налоговым органом порядка взыскания недоимки по налогам является ошибочным.
Обсудив доводы жалобы, выслушав возражения против жалобы ответчика Ясаковой Т.И, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 399)
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:
- суммарная инвентаризационная стоимость до 300 000 рублей включительно - 0,1 процента включительно;
- суммарная инвентаризационная стоимость свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно - свыше 0,1 до 0,3 процента включительно;
- суммарная инвентаризационная стоимость свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2 процентов включительно.
Как следует из материалов дела, Ясаковой Т.И. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", а также по тому же адресу жилой дом общей площадью 48 кв.м с кадастровым номером N (л.д.35-39)
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налоговым органом Ясаковой Т.И, как налогоплательщику земельного налога, за указанный земельный участок был начислен земельный налог.
Кроме того, Ясаковой Т.И. был начислен налог на имущество физических лиц.
Согласно материалам дела, по адресу Ясаковой Т.И. были направлены:
налоговое уведомление N 266777 о взыскании налогов за 2013 г.: по налогу на имущество физических лиц в сумме 100 руб. и 123 руб. (л.д.19), отправление подтверждается списком N 773590 от 04.06.2014 года (л.д.18);
налоговое уведомление N 302398 о взыскании налогов за 2014 г.: по земельному налогу на сумму 1294 руб, по налогу на имущество в размере 100 руб. (л.д.16), отправление подтверждается списком N 1341023 от 08.04.2015 г. (л.д.15);
налоговое уведомление N 71593630 о взыскании налогов за 2015 год: по земельному налогу в размере 1294 руб, по налогу на имущество физических лиц в размере 115 руб. (л.д.14), отправление подтверждается списком 329388 от 08.10.2016 года (л.д.13).
В связи с неуплатой налогов по указанным уведомлениям в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, в адрес Ясаковой Т.И. направлены требования, в которых были указаны как суммы налога, подлежащие уплате, так и сумма пени:
требование N 58474 по состоянию на 14.11.2014 года о взыскании налогов за 2013 год: по налогу на имущество физических лиц в размере 223 руб, пени в сумме 46,77 руб. сроком уплаты до 22.12.2014 года (л.д. 21), отправление подтверждается списком N 1204776 от 21.11.2014 года (л.д.22);
требование N 15457 по состоянию на 09.10.2015 года о взыскании налогов за 2014 год: по налогу на имущество физических лиц в размере 100 руб, пени в сумме 34,78 руб, по земельному налогу в размере 1294 руб, пени в сумме 24,73 руб. сроком уплаты до 26.11.2015 года (л.д. 10), отправление подтверждается списком N 1204776 от 21.11.2014 года (л.д.12);
требование N 8814 по состоянию на 18.12.2016 года о взыскании налогов за 2015 год: по налогу на имущество физических лиц в размере 115 руб, пени в сумме 0,61 руб, по земельному налогу в размере 1294 руб, пени в сумме 6,90 руб. сроком уплаты до 14.02.2017 года (л.д. 25), отправление подтверждается списком N 433446 от 23.12.2016 года (л.д.43).
Согласно сведениям, полученным Липецким областным судом из УВМ УМВД России по Липецкой области, Ясакова Т.И, 14.01.1973 руб. зарегистрирована со 02.12.2010 года по адресу: "адрес".
По указанному адресу Ясаковой Т.И. были направлены: требование N 15457 по состоянию на 09.10.2015 года о взыскании налогов за 2014 год (л.д.10), налоговое уведомление N 302398 о взыскании налогов за 2014 г. (л.д.16), налоговое уведомление N 71593630 о взыскании налогов за 2015 год (л.д.24), требование N 8814 по состоянию на 18.12.2016 года о взыскании налогов за 2015 год (л.д.25).
Указанные выше доказательства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налогов за 2014-2015 годы, а у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налогов, а следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчика задолженности по налогам и пени за указанный период является незаконным.
Исходя из того, что ответчик не уплатил в добровольном порядке как недоимку по налогам, так и сумму пени, налоговый орган обратился в мировой судебный участок с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ясаковой Т.И. недоимки по указанным налогам и пени.
Мировым судьей судебного участка N 7 Октябрьского судебного района города Липецка был вынесен судебный приказ от 05 мая 2017 года, которым с Ясаковой Т.И.
была взыскана недоимка по налоговым требованиям от 12.11.2013г. N 32185, от 18.12.2016г. N 8814, от 20.02.2016 г. N 3909, от 09.10.2015 г. N 15457, от 14.11.2014 г. N 5874, в том числе по налогу на имущество физических лиц в размере 561,32 руб, пеня в сумме 88,37 руб, по земельному налогу в размере 2887,52 руб, пеня в сумме 31,43 руб, всего на общую сумму 3568,64 руб.
Указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи Хлевенского судебного участка Липецкой области от 25.05.2017 года.
В суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по указанным налогам и пени налоговый орган обратился 19.07.2017 года, о чем свидетельствует почтовый штамп на конверте (л.д.29).
В силу ч.3 ст. 48 НК РФ
в порядке искового производства требования о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица могут быть предъявлены налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, в рамках настоящего дела, н азванный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа и до дня обращения в суд с исковым заявлением налоговым органом не пропущен.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что налоговым органом соблюдены как порядок и срок взыскания недоимки по указанным выше налогам за 2014, 2015 г, так и срок обращения в суд с исковым заявлением.
Учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 г. -2015 год и у налогоплательщика Ясаковой Т.И.
возникла обязанность по уплате указанного налога, которую он добровольно не исполнил, взысканию с Ясаковой Т.И. подлежит:
недоимка по земельному налогу за 2014 год в сумме 1294 руб, за 2015 год в размере 1294 руб.;
пени по земельному налогу за 2014 год в размере 24,73 руб. (исходя из размера, предъявленного в требовании N 15457), пени по земельному налогу за 2015 год в размере 6,90 руб. (исходя из размера, предъявленного в требовании N 8814);
по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 100 руб, за 2015 год 115 руб.;
пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 года в сумме 18,96 руб. (исходя из заявленных требований), пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 0,61 руб. (исходя из размера, предъявленного в требовании N 8814).
Таким образом, всего с ответчика подлежит взысканию сумма в размере 2854 руб.20 коп.
Ссылка Ясаковой Т.И. на то, что она в указанный период уже не являлась собственником указанной недвижимости в связи с продажей ее другому лицу на основании договора купли-продажи от 26.12.2006 г, поэтому не является налогоплательщиком, нельзя признать обоснованной, поскольку в силу ст. 388 НК РФ н алогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом, а в силу ст. 400 НК РФ н алогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Так как в соответствии со ст. 131 ГК РФ п раво собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, то поскольку переход права собственности на дом и земельный участок на другое лицо по представленному ответчиком договору купли-продажи не был зарегистрирован, и в 2014 -2015 г.г. право собственности на указанную недвижимость зарегистрировано за Ясаковой Т.И, то при таких обстоятельствах Ясакова Т.И. за указанный период являлся налогоплательщиком по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц.
С учетом вышеизложенного решение суда в части требований о взыскании налогов за 2014-2015 г.г. надлежит отменить и постановить в этой части новое решение об удовлетворении требований в указанной выше сумме.
Решение, касающееся требований о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за 2013 г. также надлежит отменить, а производство по делу в этой части прекратить по следующим основаниям.
29.12.2017г. вступила в силу статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой у становлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (п.1).
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (п.3).
В силу ст. 4 КАС РФ к аждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Поскольку предъявленная ко взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013 г. и пени имела место по состоянию на 1 января 2015 г, то указанная недоимка и пеня признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом, а следовательно, у налогового органа отсутствуют правовые основания для обращения в суд с указанными требованиями.
Таким образом, производство по делу в части требований о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013 г. и пени надлежит прекратить в связи с отсутствием нарушенного права.
В соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, ст.103 ГПК РФ, абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ взысканию с Ясаковой Т.И.
в бюджет г.Липецка подлежит государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 21 сентября 2017 года отменить.
В части требований МИФНС России N3 по Липецкой области о взыскании с Ясаковой Т.И. недоимки по налогам за 2014 г. и 2015 г. и пени постановить новое решение, которым в зыскать с Ясаковой Татьяны Ивановны недоимку по земельному налогу : за 2014 год в сумме 1294 руб, за 2015 год в сумме 1294 руб.; пеню по земельному налогу: за 2014 год в сумме 24 руб.73 коп, за 2015 год в сумме 6 руб. 90коп. ;
недоимку по налогу на имущество физических лиц: за 2014 год в сумме 100 руб, за 2015 год в сумме 115 руб.; пеню по налогу на имущество физических лиц: за 2014 года в сумме 18руб.96 коп, за 2015 год в сумме 0,61 руб.
Перечисление указанных сумм осуществлять по реквизитам:
Межрайонная ИФНС России N 3 по Липецкой области ИНН N ГРКЦ ГУ ЦБ r. Липецк, БИК N р\с N, ОКТМО N N
код бюджетной классификации N N (налог)
код бюджетной классификации N N ( пеня )
В части требований МИФНС России N 3 по Липецкой области о взыскании с Ясаковой Т.И. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013 г. в сумме 223 руб. и пени в сумме 46 руб. 77 коп. производство по делу прекратить.
Взыскать с Ясаковой Татьян ы Ивановн ы в доход бюджета г.Липецка государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.