Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Козлова А.М, Лесновой И.С,
при секретаре Ермаковой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по исковому заявлению К.О.А. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в данный список и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе К.О.А. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
К.О.А. обратилась в суд с указанным иском к администрации городского округа Саранск, мотивировав заявленные требования тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако ответчик отказался включать её список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда ввиду достижения 23-летнего возраста.
Просила признать незаконным постановление администрации городского округа Саранск от 10 июля 2017 г. N 1436 в части отказа во включении истца в указанный список незаконным, возложить на ответчика обязанность включить её в данный список и предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 33 кв.м, по месту жительства на территории г. Саранска по договору найма специализированного жилого помещения
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 октября 2017 г. в удовлетворении исковых требований К.О.В. отказано.
В апелляционной жалобе К.О.В. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы ссылается на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Полагает, что факт достижения 23-летнего возраста не является основанием для лишения её права на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание истец К.О.В, представитель ответчика администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились.
Представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия Дугушкин И.К. представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, К.О.В. "дата" года рождения относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители: мать К.О.С. умерла "дата", сведения об отце - К.А.И. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребёнка (л.д. 11, 42, 43).
Распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Саранска от 21 января 2005 г. N 25-р над К.О.А. установлено попечительство, попечителем назначена Б.М.С. (л.д. 17).
Постановлением администрации Пронского района Рязанской области от 11 февраля 2005 г. N 50 за К.О.А. сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (л.д. 51).
С 9 декабря 2015 г. К.О.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б.Н.И. - сестре истца (л.д. 15, 16, 47).
Постановлением главы администрации городского округа Саранск от 10 июля 2017 г. N 1436 К.О.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с непредставлением соответствующих документов (л.д. 31-32).
Судом установлено, что для реализации своего права на обеспечение жилым помещением К.О.А. обратилась в администрацию городского округа Саранск с соответствующим заявлением 16 июня 2017 г. в возрасте 29 лет (л.д. 36).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований К.О.А, суд первой инстанции, исходил из того, что истцом не представлено доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу 4 статьи 1 и пункту 1 статьи 8 вышеназванного закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные указанным законом, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеназванными нормами права, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Применительно к данному делу К.О.А. должна была представить суду доказательства того, что она была постановлена на учет для предоставления жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или обращалась за постановкой на учет в период, когда она относилась к указанной категории лиц.
Между тем, таких доказательств в материалах дела не имеется.
Отсутствуют и доказательства уважительности причин пропуска К.О.А. установленного законом срока для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением.
После достижения 18-летнего возраста К.О.А. должна была самостоятельно предпринять меры, направленные на защиту её права на предоставление жилья как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что ей сделано не было.
Истцом не представлено доказательств невозможности обращения в компетентные органы с соответствующим заявлением в период с 18-летнего возраста до достижения 23-летнего возраста.
Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Поскольку до достижения 23 лет К.О.А. не обращалась в уполномоченный орган с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была постановлена до указанного возраста на учёт нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения не относилась к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований для признания оспариваемого постановления ответчика незаконным у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации городского округа Саранск основания для отказа в постановке на учет основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, являются несостоятельными.
Иные доводы жалобы правовых оснований для отмены решения суда не имеют, повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исходя из изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.И. Литюшкин
Судьи
А.М. Козлов
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.