Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Толпинского В.А. на решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 08 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Толпинского В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора г.Новочеркасска по использованию и охране земель - начальника Новочеркасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области) от 05 октября 2017 года Толпинский В.А, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 08 ноября 2017 года постановление главного государственного инспектора г.Новочеркасска по использованию и охране земель - начальника Новочеркасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области) от 05 октября 2017 года оставлено без изменения, жалоба Толпинского А.В.- без удовлтеоврения.
Не согласившись с вынесенным решением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 08 ноября 2017 года, Толпинский В.А. обжаловал его в Ростовский областной суд. В жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу постановления и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Ростовской области Шапошникова Ю.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Толпинский А.В. в судебное заседание не явился. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья областного суда приходит к следующему выводу.
В силу положений части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В силу положений части 1 статьи 7, части 1, части 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Производственные зоны предназначены для размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иных видов производственной, инженерной и транспортной инфраструктур (статья 35).
Согласно пункту 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Из материалов дела следует, что 26.09.2017года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Толпинского В.А. на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В ходе проверки установлено, что данный земельный участок используется и принадлежит на праве общей долевой собственности ( 4\12 доли) Толпинскому В.А. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения магазинов производственных и промтоварных.
На земельном участке расположены нестационарные торговые объекты- ларьки, включающие производство и реализацию продукции общественного питания, обслуживания потребителей на месте. Также на части земельного участка размещены металлический контейнер для базовой станции сотовой связи с вывеской "Мегафон" и металлическое сооружение в виде башни на бетонном фундаменте с устройствами антенно-сотовой связи. Так же имеется сооружение трансформаторной подстанции и два железобетонных гаража. Расположенные на земельном участке объекты недвижимости предоставлены ИП Х.А.М. по договору аренды, который, в свою очередь, заключил договор субаренды с ОАО "Мобильные ТелеСистемы" для установки железобетонной опоры под размещение антенн сотовой связи и РРЛ привязки к двух металлических шкафов аппаратных.
По результатам проверки 26 сентября 2017 года должностным лицом Управления Росреестра по Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и сделан вывод об использовании Толпинским В.А. земельного участка под размещение сооружений базовой станции сотовой радиотелефонной связи, то есть не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным видом использования, сведения о котором указаны в государственном кадастре недвижимости.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Толпинского В.А. постановлением главного государственного инспектора г.Новочеркасска по использованию и охране земель - начальника Новочеркасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области к административной ответственности, установленной данной нормой.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее - классификатор).
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2016 г. N Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 и разъяснений данного органа, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.
Кроме того, согласно части 5 статьи 24 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Новочеркасск", утвержденных Решением Городской Думы г.Новочеркасска от 26.03.2012 N233 ( ред. от 15.02.2017, с изм. от 28.04.2017года), для всех объектов основных и условно разрешенных видов использования вспомогательными видами разрешенного использования являются, в том числе, объекты коммунального хозяйства( электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, телефонизация и др.) необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешенных, а так же вспомогательных видов использования.
Таким образом, размещение вышки сотовой связи, как объекта коммунального хозяйства, на земельном участке находящимся у Толинского В.А. в долевой собственности расценивается как вспомогательный вид разрешенного использования к основному виду - для размещения магазинов производственных и промтоварных и не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению.
Вместе с тем, вышеуказанные нормативные акты не были приняты судом во внимание, в силу чего решение суда как постановленное с нарушением норм материального права не может быть признано законным и подлежит отмене.
При отсутствии доказательств, свидетельствующих об использовании Толпинским В.А. земельного участка не по целевому назначению следует вывод об отсутствии в действиях Толпинского В.А. состава административного правонарушения, в связи с чем, постановление о привлечении его к административной ответственности, подлежит отмене, производство по делу прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 8 ноября 2017года, постановление главного государственного инспектора г.Новочеркасска по использованию и охране земель - начальника Новочеркасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 05 октября 2017 года, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Толпинского В.А. прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ ( отсутствие состава правонарушения).
СУДЬЯ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.