Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Пшиготского А.И,
судей областного суда Егоровой К.В, Кочеровой Л.В,
при секретаре Фадеевой О.В.
рассмотрела в судебном заседании 27 декабря 2017 года
дело по апелляционной жалобе Козадаева А.А, подписанной представителем Гололобовым С.Г, на решение Советского районного суда г. Омска от 14 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Взыскать с Козадаева А. А.овича в пользу Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска задолженность по договору аренды земельного участка NД-Кр-14-5310 от 08.02.2005 года за период 01.10.2014 года по 30.09.2016 г. в сумме 1 474 291 рубль 82 копейки, пени за период с 26.09.2014 года по 30.09.2016 года в сумме 200 000 рублей, а всего 1 674 291 (Один миллион шестьсот семьдесят четыре тысячи двести девяносто один) рубль 82 (Восемьдесят две) копейки. В остальной части иска отказать.
Взыскать с Козадаева А. А.овича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 16 571 (Шестнадцать тысяч пятьсот семьдесят один) рубль".
Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска обратился в суд с иском к Козадаеву А.А. о взыскании задолженности по арендной плате и пени. В обоснование заявленных требований указывалось, что 08.02.2005 между департаментом недвижимости Администрации г. Омска и Козадаевым А.А. заключен договор аренды земельного участка N Д-Кр-14-5310 сроком на 25 лет, в соответствии с условиями которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок, площадью 22 674 кв.м, расположенный "... ", для сельскохозяйственного использования, производственных целей под здания. В соответствии с п. 2.1 договора сумма арендной платы составляла 489,76 руб. в месяц и определялась расчетным путем. 30.03.2016 департамент уведомил арендатора письмом о том, что размер ежемесячной арендной платы за земельный участок, предоставленный по договору аренды на основании вступивших в силу нормативных актов должен составлять: с 18.09.2012 по 09.01.2015: 34 752,52 руб. в месяц; с 10.01.2015 по 10.05.2015: 153,62 руб. в месяц; с 11.05.2016: 82 912,50 руб. в месяц. Поскольку ответчиком надлежащим образом обязанности по внесению арендных платежей не исполнялись, у него за период с 01.10.2014 по 30.09.2016 образовалась задолженность в размере 2 408 391,07 рублей. Просил взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по арендной плате в указанной сумме, а так же пени в сумме 772 588,56 рублей.
Представитель истца по доверенности Емельянова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Козадаев А.А. в судебном заседании участие не принимал, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Козадаева А.А. Гололобов С.Г, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал частично.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Козадаев А.А. просит решение суда отменить. Полагает, что вопреки выводам суда, размер его задолженности по арендной плате с учетом использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства должен составить 113 269, 34 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца участия не принял, извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Козадаева А.А. и его представителя Гололобова С.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ (вступившей в действие с 01.03.2015 в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
До 01.03.2015 (до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") арендная плата как одна из форм платы за использование земли, переданной в аренду, была предусмотрена п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ. При этом порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена устанавливались органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 21.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Судебная коллегия отмечает, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, поэтому принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором.
Из материалов дела следует, что 08.02.2005 между Департаментом недвижимости Администрации г. Омска и Козадаевым А.А. был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 22 674 кв.м, по адресу: "... " для сельскохозяйственного использования, для производственных целей под здания (производственный корпус, свинарник, свинарник, свинарник, кормоцех) сроком на 25 лет.
В соответствии с п.п. 2.2 названного договора в течение первого месяца действия настоящего договора величина арендной платы составляет 489,76 руб. в 1 месяц. В течение всего срока действия договора арендатор самостоятельно осуществляет расчет арендной платы, исходя из расчета арендной паты, приведенного в приложении к настоящему договору, с учетом уведомлений об изменении величины, используемых в расчете.
В силу п. 2.3, 2.4 договора аренды при принятии нормативных актов, изменяющих значение величин, участвующих в расчете арендной платы, новые значения этих величин используются в расчете указанного в данных актах момента (если такой момент в актах не указан, то с момента вступления этих актов в силу). Для надлежащего расчета арендной платы арендодатель, письменно по адресу указанному в разделе 12 настоящего договора, уведомляет арендатора обо всех изменениях в вышеуказанных нормативных правовых актах с указанием момента начала применения тех их положений, которые определяют новые значения используемых в расчете арендной платы величин. В случаях уплаты арендатором арендной платы без учета действующих в соответствующем месяце величин, используемых в расчете арендной платы, размер арендной платы за данный месяц подлежит перерасчету в соответствии с установленным настоящим договором порядком расчета арендной платы. Произведенный перерасчет учитывается арендатором при определении размера очередного месячного платежа.
30.03.2016 истец уведомил ответчика о том, что с 18.09.2012 по 09.01.2015 года размер арендной платы по вышеуказанному договору составляет 34 752,52 руб. в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 года N179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в г. Омске". С 10.01.2015 года по 10.05.2015 года составляет 153,62 руб. в месяц в соответствии с тем же постановлением. Кроме того, ответчику предложено в недельный срок подписать соглашение к договору N Д-Кр-14-5310 в связи с изменением порядка расчета арендной платы с 11.05.2015. Из приложенного порядка расчета следует, что он осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 года N108-п "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", вступившего в законную силу 10.05.2015, следующим образом: А=С*Р*И, где: А- годовая арендная плата; С- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:273, площадью 22 674 кв.м. в размере 12 060 000 руб. (определена на основании отчета N 0812/154 от 30.10.2015); Р- действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ - 8,25%; И- коэффициент уровня инфляции, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года - 1. Годовой размер арендной платы составляет 994 950 руб, ежемесячный размер арендной платы составляет 82 912,50 руб.
21.12.2016 истец уведомил ответчика о том, что с 11.05.2016 размер арендной платы по договору аренды земельного участка от 08.02.2005 составляет 88 218,90 рублей в месяц в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N108-п "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
Поскольку ответчиком ненадлежащим образом исполнялись обязательства по договору аренды в части внесения платежей, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обратился к Козадаеву А.А. с письменной претензий, в которой просил погасить образовавшуюся задолженность по арендной плате за период с 01.10.2014 по 31.10.2016 в сумме 2 408 391,07 руб, с учетом доначисления и пени за период с 26.06.2015 по 30.09.2016 в сумме 772 588,56 рублей.
Не отрицая факт образования задолженности по договору аренды, ответчик возражал относительно рыночной стоимости земельного участка, на основании которой в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 года N108-п "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" был осуществлен расчет размера арендной платы с 11.05.2015, обратившись с ходатайством о назначении судебной оценочной экспертизы спорного земельного участка.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 1243-17 от 24.07.2017 ООО "Консалтинговый Центр "АКМБ", рыночная стоимость земельного участка составляет на дату 11.05.2015 - 11 654 400 рублей.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, правильно руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, установив факт невнесения ответчиком арендных платежей, принимая во внимание заключение судебной оценочной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу о взыскани с Козадаева А.А. в пользу Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска задолженности по договору аренды земельного участка NД-Кр-14-5310 от 08.02.2005 за период с 01.10.2014 по 30.09.2016 в сумме 1 474 291, 82 руб, исходя из размера арендной платы с 18.09.2012 по 09.01.2015- 34 752,52 руб./мес.; с 10.01.2015 по 10.05.2015 - 153,62 руб./мес.; с 11.05.2015 по 10.05.2016 - 80 124 руб./мес, (11 654 400 руб. х 8,25% х 1 : 12 мес. = 80 124 руб./мес.); с 11.05.2016 г. - 85 251,93 руб. (11 654 400 руб. х 8,25% х 1,064 : 12 мес. = 85 251,93 руб./мес.), а также пени за период с 26.09.2014 по 30.09.2016 в сумме 200 000 руб. с учетом положений ст. 333 ГК РФ.
Ответчик, обращаясь с апелляционной жалобой, настаивает на необходимости расчета задолженности по арендной плате, исходя из 0,5% кадастровой стоимости (п. 3 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов"), поскольку фактически земельный участок использовался им для ведения личного подсобного хозяйства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод, как основанный на неверном толковании положений постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из п. 2 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п усматривается, что размер арендной платы при аренде земельных участков в расчете на год определяется одним из следующих способов: 1) на основании кадастровой стоимости земельных участков; 2) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений (далее - уполномоченный орган); 3) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с подп. 2 п. 3 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п в случае предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,5 процента в отношении земельного участка, предоставленного гражданину.
Согласно п. 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Исходя из смысла приведенных положений законодательства, размер арендной платы определятся в зависимости от целей его предоставления в аренду. Как указывалось выше, спорный земельный участок был передан для сельскохозяйственного использования, для производственных целей под здания (производственный корпус, свинарник, свинарник, свинарник, кормоцех) (п.1.1. договора аренды от 08.02.2005).
Из выписки из ЕГРН от 27.06.2017 видно, что земельный участок относится категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, для производственных целей под здания. Таким образом, поскольку земельный участок не предоставлялся ответчику для целей ведения личного подсобного хозяйства, а предоставлялся для сельскохозяйственного использования, для производственных целей под здания, соответственно в данном случае правомерно расчет арендной платы был произведен исходя из рыночной стоимости земельного участка, а не кадастровой. Тот факт, что ответчик использует спорный земельный участок в иных целях, при том, что надлежащих доказательств этому в порядке ст. 56 ГПК РФ представлено не было, правового значения не имеет.
Указание представителя ответчика в суде апелляционной инстанции на определение Верховного суда РФ от 02.11.2017 по делу N50-АПГ17-18, которым признан недействующим п. 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, во внимание не принимается, поскольку данный пункт признан недействующим с даты принятия данного определения, то есть 02.11.2017.
Учитывая изложенное, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Омска от 14 сентября 2017 года оставить без изменения; апелляционную жалобу Козадаева А.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.