Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Якушева П.А.
судей Денисовой Е.В, Удальцова А.В.
при секретаре Богатове И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 09 января 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 10 октября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Каргина Александра Владимировича удовлетворить частично.
Признать постановление администрации Александровского района от 01.08.2017 N1890 незаконным.
Обязать администрацию Александровского района принять Каргина Александра Владимировича на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию Александровского района во внеочередном порядке предоставить Каргину Александру Владимировичу по договору социального найма благоустроенное, отвечающие установленным требованиям жилое помещение, находящееся в границах г.Александрова Владимирской области общей площадью не менее 26 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.
В удовлетворении остальной части исковых требований Каргину Александру Владимировичу отказать.
Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В, объяснения представителя администрации Александровского района Владимирской области-Горбачевой М.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей отменить решение суда, объяснения Каргина В.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каргин А.В. обратился в суд с иском к администрации Александровского района Владимирской области, в котором с учетом уточнений просил признать постановление администрации Александровского района Владимирской области N1890 от 01.08.2017 об отказе в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и необоснованным; обязать администрацию Александровского района Владимирской области принять Каргина А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (состав семьи Каргин А.В, сын Каргин В.А.); обязать администрацию Александровского района Владимирской области предоставить Каргину А.В. вне очереди отдельное муниципальное жилое помещение площадью не менее 52 кв.м. с учетом дополнительной жилой площади (пригодное для проживания инвалида, пользующегося инвалидным креслом-коляской в соответствие с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений", утв. постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N649 (раздел IV) из государственного или муниципального фонда в г.Александрове.
В обоснование указал, что является ****, страдающим **** заболеванием, входящим в перечни, утв. постановлениями Правительства РФ N817 от 21.11.2004 и N378 от 16.16.2006, предоставляющим ему право на внеочередное предоставление жилья и право на дополнительную жилую площадь согласно ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ. 10.07.2017 Каргин А.В. составом семьи 2 человека, включая сына Каргина В.А, признан малоимущим, но в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Каргину А.В. было отказано в связи с тем, что уровень обеспеченности жилой площадью на каждого прописанного в квартире члена семьи превышает установленную норму 12 кв.м, расчет уровня обеспеченности жилой площадью произведен исходя из квартиры общей площадью 43.3 кв.м. по адресу: ****, принадлежащей на праве собственности К.Л.В, и квартиры общей площадью 34.7 кв.м. по адресу: ****, **** доли в праве собственности на которую принадлежит К.Л.В. Отказ в принятии на учет Каргин А.В. считает незаконным, указывая, что в квартире по адресу: **** зарегистрированы и проживают 5 человек (Каргин А.В, Каргин В.А, К.Л.В. ( ****), А.А.А. ( ****) и А.А.А.1 ( ****), членом семьи Каргина А.В. является только Каргин В.А, в связи с чем определение уровня обеспеченности общей площадью должно производиться без учета квартиры по адресу: ****. Полагал, что имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 52 кв.м. (26 кв.м.-норма предорставления+26 кв.м.-дополнительная площадь).
Истец Каргин А.В, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Третье лицо Каргин В.А, являющийся также представителем истца Каргина А.В, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации Александровского района Владимирской области-Архипова Э.Е. в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований возражала по основаниям, указанным в ранее представленных отзывах. Указала, что поскольку Каргин А.В. признан малоимущим в составе семьи из 2-х человек, включая Каргина В.А, то при расчете нуждаемости были учтены жилые помещения, принадлежащие членам семьи Каргина В.А, а именно его матери Каргиной Л.В, в связи с чем уровень обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи превысил установленную норму 12 кв.м, поэтому Каргин А.В. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении и основания для предоставления ему жилого помещения отсутствуют. В связи с тем, что законом размер причитающейся инвалиду дополнительной площади не установлен, то произведенный Каргины А.В. расчет общей площади жилого помещения считала ошибочным.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Александровского района Владимирской области просит отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований отказать. Настаивает на том, что, поскольку Каргин А.В. признан малоимущим в составе семьи из 2-х человек, включая Каргина В.А, то при расчете нуждаемости подлежат учету все жилые помещения, принадлежащие членам семьи Каргина В.А, а именно его матери К.Л.В. Полагает, что размер общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Каргину А.В, определен судом неверно, исходя из нормы предоставления на одиноко проживающего гражданина, каковым Каргин А.В, нуждающийся в постоянном уходе, не является, в связи с чем Каргину А.В. может быть предоставлено жилое помещение общей площадью не более 30 кв.м. (15 кв.м.-норма предоставления+15 кв.м.-дополнительная площадь).
Истец Каргин А.В. и третье лицо Каргин В.А. представили возражения на апелляционную жалобу, в которых полагали решение суда законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции Каргин А.В. явился, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ без участия указанного лица.
В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них. Оснований для проверки обжалуемого судебного постановления суда первой инстанции в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в ЖК РФ, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2 ст.52 ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне (п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями ч.3 ст.40 и ч.1 ст.41 Конституции РФ. Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
В соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно п.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Предусмотрено, что инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.11.2004 N817.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека, превышающей норму предоставления, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. При этом размер дополнительной площади не устанавливают ни действующий ЖК РФ, ни Федеральный закон от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ни постановление Правительства Российской Федерации N817 от 21.12.2004. Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N901 и принятые в период действия ЖК РСФСР, предусматривают возможность предоставления отдельной жилой комнаты инвалиду в случае предоставления жилого помещения всей семье, в составе которой проживает инвалид. Соответственно, при внеочередном предоставлении жилого помещения непосредственно инвалиду, обладающему льготой на получение жилого помещения, право на получение жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь может быть реализовано с учетом финансовой возможности органа местного самоуправления, в том числе как основание для предоставление жилого помещения с превышением нормативов, установленных ч.2 ст.58 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, в жилом помещении по адресу: ****, зарегистрированы по месту жительства Каргин А.В.-с 2001 г, Каргин В.А. (сын Каргина А.В.)-с 1995 г, К.Л.В. ( ****)-с 1995 г, А.А.А. ( ****)-с 1995 г, А.А.А.1 ( ****)-с 2007 г. Указанное жилое помещение имеет общую площадь 43.3 кв.м, является двухкомнатной квартирой (одна комната проходная) и с 2007 г. принадлежит на праве собственности К.Л.В. Жилых помещений в собственности Каргин А.В. и Каргин В.А. не имеют.
Постановлением администрации Александровского района Владимирской области от 10.07.2017 N1710 семья Каргина А.В. в составе 2-х человек (Каргин А.В. и его сын Каргин В.А.) признана малоимущей.
Каргин А.В. 1963 года рождения согласно справки **** N **** от **** является **** по общему заболеванию бессрочно, в соответствие с заключением врачебной комиссии от **** N **** постоянно нуждается в постороннем уходе. С 09.11.2014 уход за Каргиным А.В. осуществляет его сын Каргин В.А, являющийся с 01.09.2016 получателем компенсационной выплаты.
В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совестное проживание граждан в жилом помещении, утв. постановлением Правительства РФ N378 от 16.06.2006, и в соответствии с Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утв. постановлением Правительства РФ от 21.11.2004 N817, к данным заболеваниям отнесено заболевание Каргина А.В, что подтверждается заключением врачебной комиссии от 22.07.2016 N3793, заключением врачебной комиссии от **** N ****. Таким образом, характер заболевания Каргина А.В. предусматривает право на получение льгот в соответствии с постановлением Правительства РФ N378 от 16.06.2006 и в соответствие с постановлением Правительства РФ N817 от 21.12.2004.
Положениями ч.2 ст.52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
11.07.2017 Каргин А.В, ссылаясь в качестве правового обоснования на положения ст.49, п.4 ч.1 ст.51, ч.2 ст.57, ч.2 ст.58 ЖК РФ, обратился в администрацию Александровского района Владимирской области с заявлением о постановке его семьи в составе 2-х человек (Каргин А.В. и его сын Каргин В.А.) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав, что его семья является малоимущей, он страдает тяжелой формой хронических заболеваний и имеет право претендовать на отдельное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Постановлением администрации Александровского района Владимирской области от 01.08.2017 N1890 Каргину А.В. отказано в принятии на учет нуждающегося в жилых помещениях в связи с не предоставлением документов, предусмотренных п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Признавая Постановление администрации Александровского района Владимирской области от 01.08.2017 N1890 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Каргин А.В, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, и проживающий в жилом помещении с лицами, которые членами его семьи не являются, должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях по основанию, установленному п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, учитывая следующее.
Из положений ст.ст.49,52 ЖК РФ следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Таким образом, право Каргина А.В. быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди, на что обоснованно указывает администрация Александровского района Владимирской области, подлежит реализации только в случае признания его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При этом данное основание для предоставления жилого помещения по договору социального найма является самостоятельным основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении, отличающимся от предусмотренных п.п.1-3 ч.1 ст. 57 ЖК РФ.
Исходя из названия Перечня, утв. постановлением Правительства РФ N378 от 16.06.2006, а также по смыслу, придаваемому ему п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, проживание в одной квартире нескольких семей, в составе одной из которых имеется больной с заболеванием, указанным в Перечне, является основанием для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, граждан, проживающих в такой квартире, в том числе граждан, в составе семьи которых имеется больной, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний. По смыслу закона, положения п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, подлежащего применению с учетом положения п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, направлены на обеспечение интересов как граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, так и иных граждан, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей, поскольку, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, законодатель исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию. Поэтому при рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, имеют значение следующие обстоятельства: в квартире проживают несколько семей; в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; проживание с этими больными в одной квартире невозможно; у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Обстоятельство того, что Каргин А.В. и его бывшая супруга К.Л.В, Каргин А.В. вместе с Каргиным В.А. и А.А.А. вместе с А.А.А.1, не являются членами одной семьи, ответчиком не оспаривалось, что следует из письма от 01.12.2016, в котором администрация Александровского района Владимирской области разъяснила Каргину А.В, что членами его семьи, зарегистрированными совместно с ним, может являться только его сын Каргин В.А. В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Александровского района Владимирской области-Горбачева М.А. также подтвердила, что в квартире по адресу: ****, проживают несколько семей: семья Каргина А.В. с сыном Каргиным В.А. и семья К.Л.В. с сыном А.А.А. и внучкой А.А.А.1
Как установлено решением Александровского городского суда Владимирской области от 22.09.2016 по делу N2-1258/2016, принятым по иску К.Л.В. к Каргину А.В. и Каргину В.А. о признании бывшими членами семьи собственника жилого помещения по адресу: ****, снятии с регистрационного учета, встречному иску Каргина А.В. и Каргина В.А. к К.Л.В. об определении порядка пользования жилым помещением, Каргин А.В. и Каргин В.А. постоянно проживают в указанном жилом помещении с 2012 г, членами семьи К.Л.В. не являются, с 2012 г. между ними сложились неприязненные отношения, но как бывшие члены семьи собственника приватизированного жилого помещения Каргин А.В. и Каргин В.А. сохраняют право пользования им. Указанные обстоятельства, не оспоренные администрацией Александровского района Владимирской области, свидетельствуют о том, Каргин А.В. и Каргин В.А. вселялись в 2012 г. в принадлежащее К.Л.В. жилое помещение не в качестве членов ее семьи, и не в качестве членов семьи сына К.Л.В..- А.А.А. и его дочери А.А.А.1, с которыми в родственных и семейных отношениях Каргин А.В. и Каргин В.А. не состоят, общего хозяйства не ведут.
Убедительных доказательств тому, что К.Л.В. является членом семьи своего сына Каргина В.А, администрация Александровского района Владимирской области суду первой инстанции не представила, не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе. Одно лишь наличие родства между перечисленными лицами при факте отрешения их друг от друга и отказа от родственных связей, в отсутствие ведения общего хозяйства и общего бюджета, оказания взаимной поддержки друг другу и т.п. (о чем свидетельствует, в том числе, факт нахождения в производстве суда дела N2-1258/2016), не может, безусловно свидетельствовать о причастности их к одной семье. К тому же, Каргин В.А. с **** г. состоит в браке с З.С.И, с которой имеет несовершеннолетних детей К.К.В. и К.А.В, данная семья включена в список молодых семей для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". При этом с 2012 г. Каргин В.А, ранее проживающий с супругой и детьми по иному адресу, вынуждено проживает в одном жилом помещении с К.Л.В, вселившись в него вместе со своим отцом Каргиным А.В. с целью ухода за ним, в отсутствие иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма, как у Каргина А.В, так и у Каргина В.А.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии имеются основания полагать, что в жилом помещении по адресу: ****, совместно с семьей Каргина А.В, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, проживают члены и иных семей. Само по себе наличие родственных отношений члена семьи Каргина А.В.-Каргина В.А. с собственником жилого помещения не означает, что указанные лица являются членами одной семьи, о чем свидетельствует, в том числе, и тот факт, что малоимущей признана семья Каргина В.А. в составе двух человек, и в состав семьи не включена мать Каргина В.А, проживающая вместе с ним в одной квартире.
Таким образом, Каргин А.В. обоснованно признан судом первой инстанции нуждающимся в жилых помещениях по основанию, установленному п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Несмотря на то, что обращаясь в администрацию Александровского района Владимирской области с заявлением о постановке на учет, Каргин А.В. ссылался именно на указанное основание, администрация Александровского района Владимирской области надлежащую оценку нуждаемости Каргина А.В. в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не дала, сославшись на обеспеченность семьи Каргина А.В. общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, не учитывая, что нуждаемость в жилых помещениях по основанию, указанному в п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, не связывается законодателем с размером жилых помещений, приходящимся на каждого члена семьи.
Исходя из содержания п.1,п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является также обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе. При этом согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения с целью недопущения сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет государства.
Отказывая Каргину А.В. в признании его семьи нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, администрация Александровского района Владимирской области при расчете нуждаемости в жилых помещениях учла также иное жилое помещение, принадлежащее матери Каргина В.А.- К.Л.В, как члена семьи Каргина В.А, в связи с чем уровень обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи превысил установленную решением Совета народных депутатов МО г.Александров от 21.03.2016 N13 учетную норму площади жилого помещения в 12 кв.м, что следует из протокола N8 заседания жилищной комиссии при администрации Александровского района Владимирской области от 27.07.2017. Поскольку К.Л.В. членом семьи Каргина А.В. и Каргина В.А. не является, то вывод об отсутствии нуждаемости семьи Каргина А.В. в жилых помещениях обоснованным признан быть не может (43.3 кв.м./5 чел.=8.66 кв.м. на одного человека). Поэтому доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Каргина А.В. оснований стоять на учете нуждающихся в жилом помещении в связи с превышением уровня обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи, отклоняются судебной коллегией как противоречащие материалам дела.
Обязывая администрацию Александровского района Владимирской области принять Каргина А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и предоставить ему вне очереди жилое помещение, суд первой инстанции правомерно указал, что право претендовать на жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма имеет только Каргин А.В. как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, тогда как иные члены ее семьи (Каргин В.А.) таким правом не обладают и не могут быть обеспечены жильем во внеочередном порядке с учетом имеющегося у Каргина А.В. права на дополнительную жилую площадь. Иное противоречило бы положениям п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Принимая во внимание наличие у Каргина А.В. заболевания, входящего в Перечень, утв. постановлением Правительства РФ N378 от 16.06.2006, и в Перечень, утв. постановлением Правительства РФ N817 от 21.12.2004, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Каргин А.В. подлежит обеспечению во внеочередном порядке отвечающим установленным требованиям жилым помещением по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, утвержденной решением Совета народных депутатов МО г.Александров от 21.03.2016 N13 (26 кв.м.) с учетом его права на дополнительную жилую площадь, указав, что право на получение жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь может быть реализовано с учетом финансовой возможности органа местно самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о неправильном определении судом первой инстанции нормы предоставления жилого помещения (для одиноко проживающего гражданина-26 кв.м.), полагая, что факт нуждаемости Каргина А.В. в постоянном постороннем уходе не означает необходимость применения при определении общей площади предоставляемого ему жилого помещения нормы предоставления 15 кв.м. (для каждого члена семьи из двух и более человек), утвержденной решением Совета народных депутатов МО г.Александров от 21.03.2016 N13 Указанная норма жилой площади на каждого члена семьи применяется при предоставлении жилого помещения семье, состоящей из нескольких человек, а право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, признано только за Каргиным А.В, обладающим правом на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления, но не более чем в два раза. Применение в отношении жилого помещения для Каргина А.В. нормы предоставления 15 кв.м. поставит его в неравное положение с иными гражданами, которым при предоставлении жилого помещения как одиноко проживающим гражданам будет применена иная норма предоставления. Оснований полагать, что указанные различия в правах лиц, относящихся к категории нуждающихся в жилых помещениях, будут являться допустимыми, объективно оправданными и соответствующими конституционным принципам справедливости, равенства и соразмерности, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание. Иное толкование апеллянтом действующего законодательства, не свидетельствует о судебной ошибке.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешилспор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с п.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Александровского городского суда Владимирской области от 10 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Александровского района Владимирской области-без удовлетворения.
Председательствующий Якушев П.А.
Судьи Денисова Е.В.
Удальцов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.