Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М,
судей Глушенко Н.О, Мишеневой М.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Олонецкого национального муниципального района на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 03 ноября 2017 г. по иску прокурора Олонецкого района, в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Олонецкого национального муниципального района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Олонецкого района обратился в суд, в защиту неопределенного круга лиц, по тем основаниям, что в результате проведенной прокуратурой проверки была выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов населения, расположенная на территории поселка Верхнеолонецкий Олонецкого района Республики Карелия - вдоль сквозной дороги, ведущей от ул. Октябрьской к ул. Молодежной. С учетом уточнения требований, просил возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрацию Олонецкого национального муниципального района обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории поселка Верхнеолонецкий Олонецкого района Республики Карелия (координаты: северная широта 61° 27.815`; восточная долгота 33°14.631`), установив срок исполнения решения суда до 01.07.2018.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество" (далее - ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество").
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Ответчик администрация Олонецкого национального муниципального района в апелляционной жалобе полагает решение вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований к администрации. В обоснование требуемого указывает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений. Тогда как организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Следовательно, надлежащим ответчиком является указанное Министерство. Кроме того, в решении суд не указал каким образом соответчики должны исполнять решение, не указан объем полномочий, предоставленных каждому. В связи с чем решение в этой части является неисполнимым, поскольку нет четкого разграничения обязанностей и ответственности, а достигнуть соглашения по вопросам ликвидации свалки сторонам самостоятельно невозможно.
Прокурор Олонецкого района в письменных возражениях на апелляционную жалобу высказывает мнение о законности постановленного судом решения, указывает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки правомерно возложена на ответчиков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Олонецкого национального муниципального района Андреева Я.В. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Крылов Д.И. возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав представителя ответчика, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституцией РФ в ст.ст.41, 42, а также в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Судом первой инстанции в рамках рассмотрения дела, с учетом представленных доказательств, установлено, что на территории поселка Верхнеолонецкий Олонецкого района Республики Карелия (координаты: северная широта 61° 27.815`; восточная долгота 33°14.631`) имеет место несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
В соответствии с п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.2 ст.8 вышеназванного Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.15 ст.5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 N 2007-ЗРК к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, относится, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п.4 ч.1 ст.11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
На основании п.14 ч.1 ст.15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.
Руководствуясь вышеназванными положениями законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, возложении на администрацию Олонецкого национального муниципального района и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории поселка Верхнеолонецкий Олонецкого района Республики Карелия (координаты: северная широта 61° 27.815`; восточная долгота 33°14.631`).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, полагая, что суд верно исходил из того, что в силу указанных законоположений обязанность ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов лежит на Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и администрации Олонецкого национального муниципального района.
Доводы ответчика администрации Олонецкого национального муниципального района, изложенные в апелляционной жалобе, не влекут отмену постановленного судебного акта, поскольку, как верно отражено судом первой инстанции, нормами права, на которые ссылается администрация, на органы местного самоуправления района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории сельских поселений.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку сводятся к субъективной переоценке ответчиком администрацией Олонецкого национального муниципального района обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судом, нашедшую правильную оценку в решении суда, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 03 ноября 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.