Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Стальмахович О.Н,
судей Мелентьевой Ж.Г, Четыриной М.В,
при секретаре Пушкарь О.И,
11 января 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" на решение Карагинского районного суда Камчатского края от 15 сентября 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление Носова С.Н. удовлетворить.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" задолженность по компенсации оплаты коммунальных услуг за период с декабря 2015 года по июнь 2017 года включительно в размере 102713 рублей.
Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения представителя краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" Стогниенко Л.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Носов С.Н. предъявил в суде иск к краевому государственному казенному учреждению "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (по тексту - КГКУ "Центр выплат"), в котором, с учетом уточнения требований, просил взыскать задолженность по компенсации коммунальных платежей за период с декабря 2015 года по июнь 2017 года в размере 102713рублей.
В обоснование иска указал, что с 6 августа 2012 года состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ Камчатского края "Карагинская районная больница" в должности врача-психиатра, проживает и зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: пос. Оссора Карагинского района, ул. Лукашевского, д. 11, кв. 11. На основании Закона Камчатского края N 173 от 4 декабря 2008года "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в отдельных населенных пунктах Камчатского края, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" получал компенсацию за оплату коммунальных услуг, которая была прекращена в связи с тем, что им не была продлена регистрация по месту фактического проживания, о чем он не был поставлен в известность. Указывает, что в период с декабря 2015 года по май 2016 года он находился в очередном отпуске с выездом за пределы Камчатского края, по возвращению из которого не смог продлить регистрацию по причине сезона отпусков сотрудников паспортного стола администрации пгт Оссора. С прекращением ежемесячной компенсации он не согласен, поскольку продолжает работать и проживать с пос. Оссора Карагинского района, оплачивает регулярно коммунальные услуги.
Носов С.Н. участия в судебном заседании не принимал.
Представитель КГКУ "Центр выплат" Елисеева О.П. в судебном заседании исковые требования признала в части выплаты компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 1 декабря 2016года по 30 июня 2017 года в размере 20022 рубля 10 копеек, требования в остальной части считала необоснованными, поскольку оснований для выплаты компенсации не имелось, так как в период с 1 февраля по 30 ноября 2016 года истец не имел регистрации по месту пребывания, подтверждающих регистрацию в данный период документов не представил в КГКУ "Центр выплат". Кроме того, указала, что денежные средства по выплате компенсации за декабрь 2015года и январь 2016 года переведены на расчетный счет истца.
ГБУЗ Камчатского края "Карагинская районная больница", привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание своего представителя не направила.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе, не соглашаясь с таким решением по причине неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения судом норм материального права, по доводам, изложенным в суде первой инстанции, КГКУ "Центр выплат" просит судебную коллегию его отменить и принять новое. Указывает, что суд первой инстанции при принятии решения не учел, что выплата ежемесячной денежной компенсации за декабрь 2015года в размере 1965 рублей 92 копейки и за январь 2016 года в размере 2678 рублей 39 копеек переведены на расчетный счет истца, кроме того, суд не верно установилдату прекращения указанной выплаты с 1 декабря 2015 года, поскольку фактически выплата прекращена с февраля 2016 года. Также, судом первой инстанции при определении суммы компенсации не учтен порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации, регламентированный Законом Камчатского края N 173 от 4 декабря 2008года "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в отдельных населенных пунктах Камчатского края, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" и постановлением Правительства Камчатского края N565-П от 18 декабря 2012 года "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае", поскольку из расчета оплаты за жилищно-коммунальные услуги за 2016 год необходимо исключить плату за холодную и горячую воду, отведение сточных вод (вывоз ЖБО). Также не учтено изменение порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в отдельных населенных пунктах Камчатского края с 1 января 2017 года исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, закрепленный приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 3августа 2017 года N820-П "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в отдельных населенных пунктах Камчатского края, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Отношения, связанные с установлением и предоставлением мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа в Камчатском крае, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг регулирует Закон Камчатского края от 4 декабря 2008 года N173 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в отдельных населенных пунктах Камчатского края, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг".
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что с 6 марта 2012 года Носов С.Н. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ Камчатского края "Карагинская районная больница" в должности врача-психиатра участкового; зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес"; был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", на срок с 16января 2013 года по 14января 2016года и на срок с 15 декабря 2016 года по 12 декабря 2017 года.
Решением КГКУ "Центр выплат" N 526 от 18 июля 2013 года НосовуС.Н, как медицинскому работнику здравоохранения, работающему и проживающему в сельской местности, на основании личного заявления назначена ежемесячная денежная компенсация по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги на период с 1 августа 2013 года по 14января 2016 года; решением КГКУ "Центр выплат" от 16 февраля 2016 года прекращено предоставление указанной компенсации Носову С.Н. с 15 января 2016 года по причине временной регистрации по месту пребывания. Решением КГКУ "Центр выплат" от 21 июня 2017 года истцу вновь, как медицинскому работнику здравоохранения, работающему и проживающему в сельской местности, назначена указанная компенсация на период с 1 июля по 31 декабря 2017 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что Носов С.Н. с 2012 года непрерывно работает в должности врача и проживает в сельской местности по одному и тому же адресу, пришел к правильному выводу, что законных оснований для прекращения выплаты компенсации у ответчика не имелось, поскольку Закон Камчатского края от 4 декабря 2008 года N173 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в отдельных населенных пунктах Камчатского края, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" не содержит нормы, предусматривающей прекращение выплаты компенсации в связи с истечением лишь срока регистрации по месту пребывания. Кроме того, суд первой инстанции верно указал в решении, что Носов С.Н. зарегистрирован по месту жительства в с.Тиличики Камчатского края, то есть в том же субъекте Российской Федерации, где получал рассматриваемую льготу, и не был обязан регистрироваться по месту пребывания в п. Оссора, в связи с чем на него не распространяет свое действие п. 2.13 Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19июля 2012 года N 404-П, которым предусмотрено, что одним из оснований для прекращения предоставления государственной услуги является снятие с регистрационного учета по месту жительства (по месту пребывания) в Камчатском крае, при этом, в п. 35 Административного регламента представления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае (региональные льготники), утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 30 июня 2016 года N 720-П, которым признан утратившим силу ранее действовавший регламент, указано, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является, в числе прочего, то, что гражданин не является проживающим по месту жительства (месту пребывания) в Камчатском крае, то есть, указание на регистрацию утратило самостоятельное значение.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с определенным судом первой инстанции периодом возникновения задолженности по компенсации части платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также размером определенной судом компенсации.
Так, судом первой инстанции не принято во внимание, что компенсация части платы за жилое помещение и коммунальные услуги на основании решения КГКУ "Центр выплат" от 18 июля 2013 года назначена Носову С.Н. по 14 января 2016 года, о чем последний поставлен в известность уведомлением от 18 июля 2013 года N 588, и прекращена с 15 января 2016 года на основании решения от 16 февраля 2016 года; указанная компенсация за декабрь 2015 года и январь 2016 года переведены на расчетный счет Носова С.Н, о чем заявлено представителем ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции и подтверждается выписками из реестра перечисления денежных средств на счета получателей ЕДК Камчатского края в ПАО "Сбербанк" за декабрь 2015 года и январь 2016 года, представленными ответчиком в суд апелляционной инстанции и принятыми в качестве новых доказательств, поскольку в нарушение ч. 2 ст. 56 ГПК РФ этот вопрос не был поставлен судом первой инстанции на обсуждение сторон при рассмотрении дела, что и послужило причиной непредставления этих доказательств ответчиком.
Кроме того, судебная коллегия считает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы КГКУ "Центр выплат" о том, что судом первой инстанции при установлении права Носова С.Н. на получение компенсации не учтен порядок ее предоставления, регламентированный Законом Камчатского края от 4 декабря 2008 года N173 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в отдельных населенных пунктах Камчатского края, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" и постановлением Правительства Камчатского края N 565-П от 18 декабря 2012года "О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае".
Принимая решение, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с ч.1 ст. 4 Закона Камчатского края от 4 декабря 2008 года N173, в редакции Закона Камчатского края от 29 декабря 2012года, и ч. 14 постановления Правительства Камчатского края N 565-П от 18 декабря 2012года, распространявшегося на правоотношения, возникшие до 1 января 2017 года, специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, работающие и проживающие в сельской местности, рабочих поселках и поселке городского типа Палана в Камчатском крае, предоставляются независимо от формы собственности жилищного фонда, следующие меры социальной поддержки по плате ими за жилое помещение и коммунальные услуги: денежная выплата в размере за содержание и ремонт жилого помещения; денежная выплата в размере за наем жилого помещения (по договору социального найма); денежная выплата в размере за отопление (для проживающих в домах с централизованным отоплением); денежная выплата в размере за поставку твердого топлива, приобретаемого в пределах установленных нормативов, включая транспортные услуги для его доставки (для проживающих в домах с печным отоплением); денежная выплата в размере за электроснабжение жилого помещения; денежная выплата в размере платы за газоснабжение.
Таким образом, компенсация части платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая плату за электрическую энергию, за период с февраля по декабрь 2016 года составляет 36492 рубля 45 копеек, поскольку в соответствии с указанными нормами права, действующими в период образования задолженности, плата за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод в перечне мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в отдельных населенных пунктах Камчатского края, отсутствует.
Также судом первой инстанции не приняты во внимание изменения порядка предоставления мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, установленные Законом Камчатского края от 4 декабря 2008 года N173, в редакции Закона Камчатского края от 21 декабря 2016 года, и Порядком предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в отдельных населенных пунктах Камчатского края, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 3 августа 2017 года N 820-П, распространяющими свое действие на правоотношения, возникающие с 1января 2017 года, в соответствии с которыми меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются в форме: ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяемой исходя из общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - жилой площади), занимаемой специалистом и проживающими совместно с ним членами семьи (но не более регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - региональный стандарт нормативной площади жилого помещения); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяемого исходя из общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - жилой площади), занимаемой специалистом и проживающими совместно с ним членами семьи (но не более регионального стандарта нормативной площади жилого помещения), и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного постановлением Правительства Камчатского края; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяемой исходя из общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - жилой площади), занимаемой специалистом и проживающими совместно с ним членами семьи (но не более регионального стандарта нормативной площади жилого помещения), и нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых в соответствии с Жилищным кодексом РФ; платы за коммунальные услуги, определяемой исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, в пределах нормативов потребления, утверждаемых в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также исходя из общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - жилой площади), занимаемой специалистом и проживающими совместно с ним членами семьи (но не более регионального стандарта нормативной площади жилого помещения); ежегодной денежной компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату стоимости топлива, необходимого для отопления общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - жилой площади), занимаемой специалистом и проживающими совместно с ним членами семьи (но не более регионального стандарта нормативной площади жилого помещения), приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и 100 процентов расходов на оплату транспортных услуг для доставки этого объема топлива, на основании документов, подтверждающих указанные расходы (при проживании в домах, не имеющих центрального отопления).
Таким образом, с 1 января 2017 года меры социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рассчитываются не по фактическим расходам коммунальных услуг, указанных в квитанциях на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, а исходя из нормативов соответствующих видов коммунальных ресурсов, утверждаемых в соответствии с Жилищным кодексом РФ, сумма данной компенсации, подлежащая выплате истцу за период с января по декабрь 2017 года, с учетом платы за электрическую энергию, составляет 24810 рублей 15 копеек.
С учетом изложенного, постановленное судом решение подлежит изменению в апелляционном порядке, а с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по компенсации оплаты коммунальных услуг за период с 16 января 2016 года по июнь 2017 года включительно в размере 61302рублей 60 копеек, в остальной части требования истца являются необоснованными.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2 039 рублей 08 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карагинского районного суда Камчатского края от 15 сентября 2017 года изменить, изложив резолютивную часть решения в новой редакции:
Исковые требования Носова С.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" в пользу Носова С.Н. задолженность по компенсации оплаты коммунальных услуг за период с 16 января 2016 года по июнь 2017 года включительно в размере 61 302 рублей 60 копеек.
В остальной части исковых требований Носову С.Н. отказать.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 2039 рублей 08 копеек.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.