Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Моисеенко В. А, "... "
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. от
20 сентября 2017 года "N" начальник отдела маркетинга
ЗАО " "... "" Моисеенко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч.ч. 1, 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Моисеенко В.А. подал жалобу в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 ноября 2017 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл заместитель руководителя Марийского УФАС России Фадеева М.В. просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение и толкование судьей норм материального права.
Выслушав объяснения представителя Марийского УФАС
Ерошкиной О.В, поддержавшей доводы жалобы, защитника Моисеенко В.А.
Кураевой А.М, просившей в удовлетворении жалобы отказать, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении
"N", материалы дела по жалобе "N", судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров образует объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что ЗАО " "... "" на территории Республики Марий Эл является производителем мясной продукции и осуществляет реализацию продовольственных товаров в 62 торговых объектах под наименованием " "... "", а также осуществляет поставки продовольственных товаров в торговые сети на территории Республики Марий Эл (ООО " "... "", ЗАО " "... "", ООО " "... "" и другие).
07 сентября 2017 года в отношении должностного лица ЗАО " "... "" - начальника отдела маркетинга Моисеенко В.А. должностным лицом Марийского УФАС России по факту нарушения требований ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря
2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от
28 декабря 2009 года N 381-ФЗ), выразившегося в ограничении хозяйствующим субъектом доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1, 2 ст. 14.41 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 сентября 2017 года "N" начальник отдела маркетинга ЗАО " "... "" Моисеенко В.А. признан виновным в том, что будучи лицом, ответственным за создание и содержание официального сайта ЗАО
" "... "" в сети интернет (http "... "), не разместил информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, тем самым не исполнил обязанность, предусмотренную ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, за что привлечен к административной ответственности за совершение указанного выше административного правонарушения.
Отменив постановление по делу об административном правонарушении и прекратив производство по делу, судья
пришел к выводу, что в действиях Моисеенко В.А. отсутствуют составы административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку неразмещение соответствующей информации в сети интернет не образует составы указанных административных правонарушений.
Оценив доводы жалобы должностного лица Марийского УФАС о неправильном применении судьей норм материального права, судья вышестоящего суда приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря
2009 года N 381-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 273-ФЗ) хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".Хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.
Исходя из буквального толкования приведенных норм права, правонарушением признается непредоставление соответствующим хозяйствующим субъектом упомянутой информации на запрос, полученный со стороны контрагента.
Следовательно, объективную сторону состава административных правонарушений по ч.ч.1, 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует получение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запроса от контрагента о предоставлении упомянутой информации, на который хозяйствующий субъект не ответил, то есть не предоставил запрашиваемую контрагентом информацию.
В то же время ответственность за неразмещение соответствующим хозяйствующим субъектом упомянутой информации на интернет-сайте ч.ч. 1, 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предусматривают.
Такой вывод следует исходя из исторического и систематического способов толкования правовых норм, содержащихся в части 1 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, и норм ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, изначально в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, а также хозяйствующего субъекта, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обеспечить хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора могла быть реализована двумя способами: либо путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения запроса.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность была предусмотрена за непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом указанной информации.
За неразмещение такой информации на своем сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" административная ответственность не была предусмотрена.
После исключения Федеральным законом от 03 июля 2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" слов "или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения запроса" соответствующие изменения в положения ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесены не были.
Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается только то противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, расширительное толкование норм об административной ответственности не допускается.
Следовательно, административная ответственность, предусмотренная ч.ч. 1, 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает лишь за те действия, которые прямо предусмотрены диспозицией указанной нормы.
Таким образом, нарушение требований ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, не может быть квалифицировано по ч.1, 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вывод судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении является правильным.
Доказательств того, что какой-либо контрагент обращался к ЗАО " "... "" с запросом о предоставлении упомянутой информации, получив который, общество информацию не представило, материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влекущим прекращение производства по делу.
Между тем судьей, рассмотревшим дело по жалобе, сделан вывод об отсутствии в действиях Моисеенко В.А. состава административного правонарушения. В связи с ошибочностью данного вывода, решение судьи в части основания прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1
ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 13 ноября 2017 года изменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 2 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Моисеенко В. А, прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.