Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Мананниковой В.Н,
Судей Бурдюговского О.В, Макаровой С.А,
при секретаре Жуковой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. дело по апелляционной жалобе Дасаевой А.Р, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО11, на решение Каменского городского суда Пензенской области от 30 октября 2017 года, которым постановлено:
В иске Дасаевой А.Р, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО12 к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о признании постановления незаконным, о возложении обязанности по включению в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья отказать,
У с т а н о в и л а:
Дасаева А.Р, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, обратилась в суд с иском к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о признании постановления незаконным, о возложении обязанности по включению в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что в 2008 году она признана ответчиком нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006-2010 годы в г. Каменка Каменского района Пензенской области, затем - в такую же программу вместе с членами семьи - несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО3 на 2011-2015 годы, с целью получения социальной выплаты на приобретение жилья. Постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области от 30 августа 2017 года N565 ее семья была исключена из числа участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы, в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (по возрасту). Считала, что несоответствие молодой семьи каким-либо критериям является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программы, однако не является основанием для исключения из участников программы, в том числе в связи с достижением предельного возраста. Истец участвует в данной программе с 2011 года, на ее иждивении находится двое несовершеннолетних детей, нуждающихся в благоустроенном жилом помещении. Исключение из числа участников подпрограммы считала незаконным, и просила признать обжалуемое постановление администрации незаконным; обязать администрацию города Каменки Каменского района включить ее и несовершеннолетних детей Дасаева И.Ш. и Дасаева Р.Ш. в число участников программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере государственной программы Пензенской области "Обеспечение жильем молодых семей" в городе Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы" с 04 октября 2011 года; признать за ней и несовершеннолетними детьми Дасаевым И.Ш. и Дасаевым Р.Ш. право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей" в городе Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 годы".
В судебном заседании истец Дасаева А.Р, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО2 исковые требования поддержали, суду пояснили изложенное в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Каменского района Пензенской области - Клопова Т.Л, действующая на основании доверенности N21 от 09 марта 2017 года, с исковыми требованиями Дасаевой А.Р. не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Каменский городской суд Пензенской области постановилуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, Дасаевой А.Р, действующей от себя и от имени несовершеннолетних детей, подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
По мнению апеллянта, оснований для исключения их семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы не имелось, поскольку на момент включения в подпрограмму они в полном объеме соответствовали предъявляемым требованиям, вследствие чего постановление является незаконным.
На апелляционную жалобу от ответчика - администрации города Каменка Каменского района Пензенской области поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции Дасаева А.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила её удовлетворить.
Иные лица в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, в связи с чем и в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Дасаевой А.Р, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области N166 от 08 июля 2008 года Дасаева А.Р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006-2010 годы в городе Каменке Каменского района Пензенской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы.
04 октября 2011 года постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области N459 молодая семья Дасаевой А.Р. признана участником муниципальной долгосрочной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в городе Каменке Каменского района Пензенской области на 2011-2015 года, состоящая из 3-х человек: ФИО14.
В последующем, постановлением главы администрации г. Каменского района от 25 апреля 2016 года N229, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N889 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050", семья истца признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Постановлением администрации города Каменки Каменского района Пензенской области от 30 августа 2017 года N565 молодая семья Дасаевой А.Р. была исключена из числа участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" в городе Каменке Каменского района Пензенской области на 2015-2020 года, в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что истец и её несовершеннолетние члены семьи не могут являться участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, поскольку не относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, в силу достижения одним из членов семьи (Дасаевой А.Р.) до рассмотрения вопроса формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году предельного возраста. Молодая семья - участница подпрограммы, должна отвечать установленным требованиям для получения социальной выплаты не только на момент признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список молодых семей - участников подпрограммы, но и на момент составления списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, утверждаемых субъектом Российской Федерации (Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области).
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.
Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011-2015 годы, а в последующем на 2015-2020 годы и соответствующие Правила.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. "в", "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (п.п. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N738-О-О и от 15 января 2015 года N3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. п. 24, 25).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 26 Правил).
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N3-О и от 23 апреля 2015 года N997-О).
Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, Дасаевой А.Р. 17 августа 2015 года исполнилось 36 лет, то есть, на момент формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году, до формирования сводного списка Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, истец достиг предельного возраста, установленного для участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", в связи с чем перестал совместно с членами своей семьи относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
Довод апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления неправомерно исключил семью истцов из списка молодых семей - участников подпрограммы, так как на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (2008 год) и первоначального включения в число участников подпрограммы на 2011-2015 годы Дасаева А.Р. соответствовала её условиям, в том числе, по возрасту, основан на ошибочном толковании норма материального права, регулирующих спорные правоотношения.
До утверждения соответствующим документом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области списка претендентов на получение социальной выплаты по Пензенской области в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Пензенской области, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Дасаева А.Р. на момент формирования указанного списка достигла предельного возраста, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В целом доводы апелляционной жалобы, по сути выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
решение Каменского городского суда Пензенской области от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дасаевой А.Р, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО16, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.