Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи О.В.Сицинской,
при секретаре Габриеляне М.Г,
с участием представителя административного истца Подсвировой Е.А, представителя административного ответчика Каплиной К.Е, представителя заинтересованного лица Бычко А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-33/2018 по административному иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю об оспаривании решения комиссии (заинтересованное лицо - Глущенко Г.М.),
установил:
В производстве Ставропольского краевого суда находится административный иск Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя к Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю о признании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18 мая 2017 г. N 1740, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, в размере рыночной стоимости, установленный в отчете об оценке, незаконным; о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 16181 495 рублей 04 копейки по состоянию на 1 января 2015 г.; указании, что восстановленная кадастровая стоимость в отношении земельного участка применяется для целей, установленных действующим законодательством Российской Федерации с 19 декабря 2015 г.
В основании иска Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя указал, что не согласен с решением административного ответчика об изменении кадастровой стоимости земельного участка. Полагает отчет, на основании которого принято решение об изменении кадастровой стоимости, не соответствующим требования Федерального закона "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки. Не согласна с выбором объектов-аналогов, примененными корректировками, отсутствием иного подхода к оценке, кроме сравнительного метода. Указывает, что отчет является неприемлемым для целей изменения установленной кадастровой стоимости, а решение комиссии - незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель административного истца Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Подсвирова Е.А, полномочия которой на ведение дела судом проверены, настаивала на удовлетворении требований. Поддержала недостатки отчета об оценке, указанные в административном иске, полагала их существенными недостатками. Замечаний к проведенной по делу судебной экспертизе не имела, полагала ее надлежащим доказательством по делу.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Ставропольскому краю Каплина К.Е, полномочия которой проверены, возражала в удовлетворении административного иска. Указывала, что сомнений относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства не имелось. Настаивала, что заключение судебной экспертизы не является надлежащим доказательством по делу, просила исключить его из числа доказательств по делу. Просила оценить иные доказательства в совокупности. Решение подтверждает соответствие отчета об оценке требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Представитель заинтересованного лица Глущенко Г.М. - Бычко А.А, полномочия которого судом проверены, поддержал позицию административного ответчика, указывал об отсутствии доказательств несоответствия отчета требования законодательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще. На основании части 2 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд пришел к выводу о проведении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 150 КАС РФ определилрассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав предоставленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит административные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По указанной категории споров, в силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, - наличия нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, и соблюдения сроков обращения в суд.
На административного ответчика в силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагаются обязанности доказывания следующих обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В подтверждение обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ административный истец Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя указал, что оспариваемым решением Комиссии была снижена кадастровая стоимость земельного участка, в связи с чем бюджет муниципального образования города Ставрополя терпит убытки по арендным платежам.
Как следует из материалов дела, 27.09.2016 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Глущенко Г.М. заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополь N6047. Согласно условиям договора аренды N6047 земельный участок с кадастровым номером N, разрешенное использование: гостиничное обслуживание (гостиница), расположенный по адресу: "адрес", предоставлен в аренду заинтересованному лицу по настоящему спору, на период с 27.09.2016 года по 27.09.2065 года.
Согласно условиям пункта 3.1 договоры аренды, расчет арендной платы за пользование вышеназванного земельного участка производится в соответствии с действующим законодательством.
Часть 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582; одним из которых является принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Часть 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года N 112-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящихся в государственной собственности Ставропольского края и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов" установлено, что размер арендной платы исчисляется по формуле, путем умножения установленной ставки арендной платы на кадастровую стоимость (п. 3 Порядка).
Постановлением администрации города Ставрополя от 19.04.2016 года N 825 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города Ставрополя, и предоставленные в аренду без торгов" установлено, что размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и предоставленными в аренду без проведения торгов, исчисляется по формуле, путем умножения установленной ставки арендной платы на кадастровую стоимость (п. 2 Порядка).
Следовательно, снижение размера кадастровой стоимости непосредственно приведет к потерям бюджета муниципального образования города Ставрополя. Указанное подтверждает наличие нарушения прав административного истца, что входило в предмет доказывания по данной категории дел.
Срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое решение Комиссии принято 18.05.2017 г, а административное исковое заявление поступило в суд 17.08.2017 г, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Рассматривая вопрос о законности и правомочности обжалуемого решения, при установлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 13 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка, Комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ее председателем назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа Росреестра.
В Ставропольском крае на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 26 октября 2012 года N П/485 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, в составе 4 человек. Принятыми впоследствии приказами Росреестра, в состав комиссии были внесены изменения относительно ее персонального состава, численный состав комиссии остался прежним.
В соответствии с пунктом 13 Порядка, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом.
Аналогичный перечень документов предусмотрен абзацами 18-25 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ.
Из предоставленных суду административными ответчиками доказательств следует, что заинтересованным лицом Глущенко Г.М. при обращению в Комиссию был предоставлен полный пакет документов, установленный действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 10, 12 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии, либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.
Из предоставленных административными ответчиками доказательств, следует, что при рассмотрении заявления Глущенко Г.М. принимали участие два члена комиссии - председатель Коротина С.Г. (начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по СК), заместитель председателя Григорьева Н.В. (начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ "ФКП Росреестра").
Следовательно, заседание комиссии являлось правомочным, т.к. присутствовало на ее заседании половина членов.
Из листа голосования членов комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости следует, что все присутствующие члены комиссии проголосовали "за". Таким образом, оспариваемое решение принято большинством голосов.
Из предоставленных суду доказательств следует, что, принимая оспариваемое решение, Комиссия установила, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям законодательства, а именно положениям Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и установленным стандартам оценки. В связи с чем Комиссия пришла к выводу об удовлетворении заявленных требований, приняв решение об изменении кадастровой стоимости, определенной Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края по состоянию на 26.07.2016 г. в размере 16181 495 рублей 04 копеек, на рыночную стоимость равную 5326 100 рублей (то есть на 67%).
С указанным выводом суд согласиться не может.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Федерального закона; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
По выяснению вопроса о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости NО/67/2016 от 8 декабря 2016г, составленный индивидуальным предпринимателем Понкратовой Л.А, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010410:123, судом было назначено проведение судебной экспертизы.
Согласно выводам эксперта, содержащимся в заключении N 143/2017-Э от 7 декабря 2017 г, проведенном ООО "ТАИС", в представленном отчете имеются многочисленные нарушения требований федеральных стандартов оценки и закона об оценочной деятельности, часть из которых влияет на полученный результат рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Эксперт указывает, что представленный на судебную экспертизу отчет об оценке N О/67/2016 от 8 декабря 2016г, не соответствует статье 11 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 11 ФСО N 7, подпункту "в" пункта 22 ФСО N 7, пункту 5 ФСО N 3.
Эксперт указывает о необоснованном, некорректном подборе объектов-аналогов, о недопустимости использования в качестве аналогов одного из всех выбранных; выбор аналогов не мотивирован правилами отбора. Эксперт приходит выводу о наличии и иных ошибок, влияющих на стоимость объекта оценки (том 2 л.д. 90).
Оценив указанное заключение эксперта по правилам ст. 82, 84 КАС РФ, суд находит его доказательством достоверным, надлежащим и достаточным для разрешения спора по существу.
Оснований к удовлетворению ходатайства представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю к признанию заключения экспертизы недостоверным доказательством и исключению из числа доказательств, суд не находит.
Доказательств, опровергающих выводы эксперта, доводы административного иска административными ответчиками, на которых законом возлагалась обязанность доказывания законности принятого решения, суду не предоставлено.
Тот факт, что заключением судебной оценочной экспертизы установлены иные, нежели указано в административном исковом заявлении, несоответствия отчета о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд признает не имеющим существенного значения для разрешения заявленных требований. Поскольку в силу части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности оспариваемого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что положенный в основу оспариваемого решения Комиссии отчет об оценке рыночной стоимости N О/67/2016 от 08.12.2016 г, составленный индивидуальным предпринимателем Понкратовой Л.А, в отношении земельного участка с кадастровым номером N, является неприменимым для целей изменения установленной кадастровой стоимости, а решение Комиссии от 18.05.2017 г. N 1740 в отношении установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной - незаконным и подлежащим отмене.
В силу требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ и положений абзаца 3 пункта 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости либо об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости.
На основании изложенного, подлежат удовлетворению и требования административного истца о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 16181 495 (шестнадцать миллионов сто восемьдесят одна тысяча четыреста девяносто пять) рублей 04 копейки, с указанием о том, что восстановленная кадастровая стоимость применяется для целей, установленных действующим законодательством, с 19.12.2015 года.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
административный иск Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю о результатах определения кадастровой стоимости от 18.05.2017 г. N 1740 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, установленной в соответствии с отчетом об оценки, - незаконным.
Восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2015 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 16181 495 (шестнадцать миллионов сто восемьдесят одна тысяча четыреста девяносто пять) рублей 04 копейки.
Восстановленная кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером N применяется для целей, установленных действующим законодательством, с 19.12.2015 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В.Сицинская
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.